
Популярность литературного нуара в Америке в 20-е годы прошлого века объяснялась чисто техническим бумом издательского бизнеса. Расцвет кинематографического нуара в 40-50-х – стрессовой реакцией общества на мировую и холодную войну. Столь же мощных предпосылок для того, чтобы нуар стал заметным жанром в индустрии видеоигр, увы, не было.
Электронные развлечения долгое время казались слишком жизнерадостным форматом для историй про запутанные полицейские расследования, коррупционные схемы и роковые связи. В литературных и кинематографических нуарах всегда было ровно два типа героев: либо бегущие от смерти беззащитные жертвы, либо наоборот - ищущие встречи с ней крутые немногословные парни. В каждом случае персонажи могли умереть только раз, поэтому зрителю было кому сочувствовать. В видеоиграх с их легкомысленным отношением к смерти такие эмоции воспроизвести очень сложно. С некоторым трудом, но огромным наслаждением OhMyGadget вспомнил 5 игр, у которых все же получилось освоить и осмыслить жанр noir и привнести в него что-то свое.
Замечательные Max Payne, L.A. Noire, Blade Runner, Heavy Rain, Fahrenheit, Condemned и Batman: Archam Asylum при всей их интерактивной кинематографии в рейтинг не попали – этой осенью мы и так писали о них слишком часто.
Nocturne, 1999
В жутчайшем триллере Nocturne есть все, что нужно поклонникам нуаров – Америка времен Великой депрессии и путешествие по предвоенной Европе, немногословный главный герой в сером плаще и надвинутой на глаза шляпе, автоматы Томпсона, черные кадиллаки и кромешная дождливая ночь. Но фокус в том, что эта игра ни секунды не дорожит своей идеальной исторической стилизацией! На деле Nocturne – мистическое фэнтези, самый странный на свете film noir, в котором Аль Капоне выращивает на ферме живых мертвецов, оборотни устраивают засады на караваны с нелегальным спиртным, а вампиры пытаются организовать что-то вроде теневого правительства.
Силам зла противостоит бюро исследования паранормальных явлений Spookhouse – едва ли не самая харизматичная команда в истории видеоигр. Главный охотник за нечистью, агент Стрэнджер, и вовсе выглядит круче, чем все герои Хамфри Богарта вместе взятые. Из киногероев на Стрэнджера больше всего похож сыгранный Киану Ривзом убийца демонов Константин – тоже большой любитель строгих костюмов, сигарет и зловещих шуток. Остальные и рядом не стояли.
Dark Earth, 1997
В XXV веке к Земле пристыковался крупный метеорит, небо затянуло радиоактивными облаками, и солнце перестало светить всем одинаково. Выжившие взобрались на скалы и построили города-государства по образу и подобию древнегреческих полисов. В Спарте будущего декларируемая демократия уживается с безжалостной селекцией (неудачники живут у подножья горы среди мутантов), а попытки сберечь технологии прошлого – с новым язычеством (револьверы все еще в силе, но Солнце вновь стало главным богом).
Главный герой в Dark Earth не очередной Избранный, а типичный персонаж нуара. Жил скучной жизнью рядового гвардейца коррумпированной охранки, оказался свидетелем заговора, был ранен.
Мрачный квест с элементами RPG и файтинга вышел 30 сентября 1997 года, в один день с первым Fallout, что несколько смазало его заслуги перед индустрией. Вместе с тем, авторы Dark Earth совершили два смелых эксперимента: позволили главному герою быть отрицательным персонажем и заставили время работать против игрока. Дело в том, что раненный отравленным оружием гвардеец постепенно становится монстром, превращаясь в угрозу для бывших соратников, семьи и возлюбленной. Процесс необратим, но его можно замедлить, принимая противоядие и избегая ненужной крови. Интрига в том, успеет ли герой спасти близких людей от большой беды до того, как они выследят его и убьют. Внешне эта история на нуар не похожа, но все ее драматургические механизмы – как раз оттуда. И из античных трагедий.
Discworld Noir, 1999
"Плоский мир" Тэрри Пратчетта – самое остроумное фэнтези на свете и главный источник вдохновения для всех известных попыток вывернуть этот изношенный жанр наизнанку, будь то "смешные переводы" Гоблина, ироничные сказки Михаила Успенского или настольная игра "Манчкин". Квест Discworld Noir – экстремум пратчеттовского абсурда.
Здесь тролли носят под мышкой кобуру с пистолетом, гоблины работают информаторами полиции, Смерть с Косой – всего лишь фигурант уголовного дела, которого можно вызвать на допрос, а главный герой – частный сыщик, уволенный из полиции за взятку – в какой-то момент становится оборотнем в погонах. То есть, натурально: гибнет посередине игры, оказывается на кладбище, восстает из мертвых и обретает полезную в профессии способность перекидываться в крупную блохастую собаку. Звериное чутье здорово помогает находить улики, ловить преступников и устраивать подозреваемым сеансы детектора лжи. Несмотря на весь абсурд Плоского мира, детективная линия в Discworld Noir чрезвычайно серьезная, а затеянное героем расследование по масштабам не уступает лучшим голливудским антикоррупционным триллерам середины прошлого века. А какая тут la femme fatale?..
Grim Fandango, 1998
Nocturne использовал нуар, чтоб разнообразить мистическую готику, Discworld Noir – чтобы дискредитировать штампованное фэнтези, Dark Earth – чтобы облагородить бульварную фантастику. Квест Grim Fandango пошел дальше всех: его странный нуар – мягкая глянцевая обложка, за которой скрывается довольно серьезный труд о смерти и вере. За дюжину лет до неожиданно религиозной развязки сериала LOST эта игра предложила собственную и очень оригинальную концепцию устройства загробной жизни.
В мире Grim Fandango герои после смерти попадают в бюрократический ад с кучей департаментов, инстанций и комитетов. Ловкие игроки смогут подчинить эту систему себе, прочие обречены навсегда застрять в конце очереди к окошку, где выдают визы в рай. Обитатели насквозь коррумпированной и циничной таможни хоть и выглядят как скелеты, во всем пытаются подражать героям нуаров: носят строгие костюмы, курят сигары, разговаривают так, будто на каждого из них трудится личный голливудский сценарист, и все время ввязываются в какие-то сомнительные аферы. Пока второстепенные герои веселят игрока, главный переживает такую внутреннюю драму, что Джеку с Острова и не снилось. Классический гуманистический квест студии LucasArts.
Déjà Vu, 1985
Собственно, единственный чистокровный нуар в нашем списке: эталонный текстовый квест-детектив о нехороших вещах, происходивших в Чикаго в 1941 году. Главный герой склеен из штампов жанра, как Франкенштейн.
Бывший боксер, ставший частным детективом. Сосуд высоких нравственных принципов, потрескавшийся ввиду аморального образа жизни. Большой любитель напиться до состояния амнезии. Конченный неудачник, получивший второй шанс. Как и положено черно-белому текстовому квесту для Mac, Déjà Vu брала игрока беллетристическим шармом. Геймеров-ветеранов с первых строк вовлекали в написание интерактивного детективного романа – а от такого дела поди оторвись. Собственно, гремящий в этом году L.A. Noire – "всего лишь" богаче и изящнее оформленная версия того старого квеста. Такая вот история.
Источник: http://www.omgadget.ru/384623.html
Community Info