
Наводя критику на The Elder Scrolls V: Skyrim, люди говорят об обилии багов, несовершенстве боевой системы, однообразных квестах и странностях поведения искусственного интеллекта. Однако, то, что действие игры происходит в необычном месте, заснеженной северной стране, многие считают как раз плюсом. Одна проблема: «зимней» графики в игре много, а вот подобающей механики – днем с огнем не найти (а вечером с сосулькой). Давайте поговорим о том, как Bethesda проворонила зиму и в каких играх она лучше.
Первое: снег – это не просто текстура. Все мы наверняка когда-то вязли в сугробах, делали снеговиков и играли в снежки, поэтому знаем – снег можно брать, лепить из него и оставлять на нем следы. А еще он сыплется, если потрясти, скажем, ветку елки в зимнем наряде. В Skyrim ничего этого нету. И если лепить снежки драконорожденному не к лицу, то глубокие сугробы, по которым герой продвигается еле-еле, заставили бы игроков почесать затылки в поисках обходных путей... или поискать какие-нибудь снегоступы. Только представьте себе довакина на лыжах. Прикольно, атмосферно, по-северному! (Кому не нравятся лыжи, может оседлать мамонта – у него тоже ступни большие).

Добыть себе ездового мамонта можно в MMORPG Age of Conan, правда, для этого придется немало потрудиться.
Игр с лыжами, кроме спортивных симуляторов, я на самом деле и не знаю, хотя тут некто Yobraza подсказывает, что классная зима в Dwarf Fortress. Цитирую: "Есть даже изменения в климате в зависимости от расположения зоны (в горах, например, холодней, льда больше, снег гуще, вода замерзает быстрей), плюс прямая зависимость выживания от температуры, не взял шубу и снегоступы- тебе кранты". Жаль, что (опять цитата) "выглядит она, как инженерный калькулятор".
А ещё существует простенькая (про сравнению с "Гномьей крепостью", по крайней мере), но довольно прикольная «Сибирская одиссея», посвященная другому необычному северному виду транспорта – собачьей упряжке. Игра была написана «по мотивам реальных событий» – путешествия француза Николя Ванье от Байкала до Москвы вот этим вот самым способом. Помимо собственно езды, игрокам приходилось и ухаживать за собачками.

Кстати, почему в Скайриме нет ездовых оленей?
Но вернемся собственно к снегу: в оправдание Skyrim скажем, что хорошей, честной физики этой субстанции сейчас в играх вообще не найдешь, но кое-где стараются хотя бы так или иначе имитировать разные ее аспекты.

Морозить ручей - это, конечно, баловство. Однако с помощью ледяного заклинания в Magicka можно перейти и большой водоём.

Если прыгнуть на заваленную снегом машину в Castlevania: Dawn of Sorrow, он обрушится вниз.
Не буду перечислять все игры, где за вами на снегу остается цепочка следов. Но вот, например, в The Sims 2: Seasons, посвященной смене времен года в мире виртуальных человечков, можно было улучшать им настроение, заставляя бухаться на спину и делать «снежных ангелов».
Ещё в Seasons можно было кататься на коньках и играть в снежки. Не пренебрегал этим простым и доступным оружием и известный хулиган Джимми Хопкинс, герой Bully.
В Lost Planet: Extreme Condition тоже были неплохие «зимние» эффекты - герой не только оставлял следы в сугробах, но и сам покрывался белыми мини-сугробчиками, побегав под снегопадом.

Впрочем, об этой игре стоит поговорить подробнее во связи со второй зимней проблемой The Elder Scrolls V: в Скайриме совсем не холодно. Даже бегая голышом на вершинах самых высоких гор, где завывает ветер, герой не задрожит и ни разу не чихнет - возможно, потому, что он драконорожденный. Однако необходимость постоянно или иногда бороться с холодом может стать интересной механикой, добавляющей процессу напряженности. И ведь похожая система уже была в RPG от Bethesda - вспомним участки радиационного заражения в Fallout. Но нет, разработчики, видимо, побоялись, что Skyrim обзовут «Фоллаутом с драконами», и решили не перенимать интересные решения из своего ретрофутуристического сериала.
А вот в Lost Planet, например, тепловая энергия помогает герою восстанавливать здоровье, а также питает Vital Suits - шагающие танки (один из них, кстати, трансформируется в снегоход). Разумеется, запас этой энергии постоянно убывает, а добывать ее приходится, убивая инопланетных жуков (либо активируя чекпойнты). Впрочем, даже на высшем уровне сложности ее иногда оказывается слишком много.
В чем-то схожая механика лежит и в основе украинского «Анабиоза», где метеорологу, попавшему на затертый во льдах корабль, также постоянно приходится искать источники тепла, а также бороться с излучающими холод монстрами, стараясь не замерзнуть до смерти.
До этого опасность замерзнуть использовалась для нагнетания обстановки в The Thing, где и без того было довольно нервно играть, каждую секунду ожидая, что один из твоих товарищей превратится в инопланетное чудище.
И конечно, нельзя в этой связи не вспомнить замечательную Robinson’s Requiem, где можно было протянуть ноги не только от переохлаждения (например, нырнув в подземную реку), но и от перегрева (например, недостаточно быстро сбросив с себя шубу, сшитую из шкуры самолично убитой саблезубой кошки), а также заработав заражение крови или пищевое отравление. О возможности потерять конечность или глаз я уж и не говорю. The Sims такая симуляция и не снилась, да и в Скайриме, к сожалению, меховые доспехи совсем не греют.

Интерфейс Robinson's Requiem, помимо обычной грузоподъемности, измерял у героя пульс, температуру и не только.
Кстати, та же французская компания Silmarils, что сделала Robinson’s Requiem, выпустила интересную «зимнюю» стратегию Transarctica, где герой разъезжал на своем поезде по замерзшей земле, пытаясь выяснить, кто устроил новый ледниковый период и как вернуть лето обратно.
А мы переходим к третьему пункту нашей программы - смене времен года. Как известно, на нашей чудесной планете даже на северном полюсе бывает лето и зима, а вот в Скайриме есть только климатические пояса. в пределах которых погода меняется незначительно - дождик пойдёт, где потеплее, или снежок валить начнет, где похолоднее... С другой стороны, там, где крестьяне выращивают злаки, их посевы могут проторчать хоть круглый год.
А вот, например, в стратегии Saga: Rage of Vikings надо было учитывать смену времен года и вовремя собирать урожай, чтобы зимой не остаться на бобах.
В головоломке LostWinds: Winter of the Melodias герой мог менять времена года, чтобы решать головоломки: например, лёд летом превращался в воду, в которой можно было плавать, а из снега зимой можно было лепить снежки.
В общем, игр, где можно развлечься зимними забавами или пострадать от невзгод холодного времени года, немало, есть они на разных платформах и в разных жанрах. И не стоит откладывать знакомство с ними на лето - пусть за окном тоже летят снежинки и морозно, но такой чистый, искристый, до боли в глазах белый снег существует только высоко в горах и в видеоиграх. Его не загрязняют ни автомобильные выхлопы, ни отходы жизнедеятельности братьев наших меньших. Хотя...

Джейк, брысь из статьи!
Автор хочет поблагодарить за помощь коллег с форумов MobyGames, в частности, vedder (он подсказал, что снежные «трафареты» оставались от упавших бойцов в какой-то из Dead or Alive, но я не смог это проверить), Rola, Pseudo_Intellectual, Lain_Crowley, Adzuken (вспомнил The Sims 2 Seasons, а также Monster Truck Madness 64, где была снежная трасса с растущими сугробами) и leileilol (подсказала, что греться надо было в Battlefield: Bad Company 2).
Community Info