single_player88 (single_player88) wrote in gamer,
single_player88
single_player88
gamer

Category:

Развитие игровой индустрии в России



Рыжий главред одного малоизвестного журнала очень любит рассуждать о стоимостной политике на игры в России. Дескать, для того, чтобы издатели обратили должное внимание на наш рынок, необходимо установить такие же цены, как и в развитых странах – особенно это касается ПК-игр и дешевеньких jewel-изданий по 300-500 руб. Ну а также ни в коем случае не снижать ценник на консольные диски.

Такие тезисы вполне имеют право на жизнь и кажутся в какой-то степени логичными. Однако успешную финансовую и маркетинговую модель ритейл-дистрибьюции на рынке игр я вижу в целом всё же несколько иначе.

Речь пойдёт не столько о ценах, сколько о средствах развитии рынка видеоигр в России. С индустрией развлечений в нашей стране всё ок – стабильный рост кассовых сборов в той же киноотрасли тому доказательство. Ещё 10 лет назад у нас царствовали лотки с пиратскими говно-DVD «7 фильмов на 1 диске», сейчас же блокбастеры стабильно собирают несколько десятков миллионов долларов – это ли не очевидный прогресс и сдвиг сознания потребителей?

Главное ведь, просто правильно поставить вопрос отношений.

1.  Маркетинг

Прежде всего, основная проблема у нас – это ПК-гейминг. Брать на себя роль Капитана и рассказывать про то, что ПК далеко не приоритетная платформа для большинства издателей и жанров, думаю, что не нужно – это и так всем известно.

Предубеждение относительно консолей у нас началось ещё со второй половины 90-х, когда в среде наших соотечественников были распространенны устаревшие на тот момент Sega Mega Drive и Dendy (даже не NES), когда как дорогие на тот момент персональные компьютеры считались вершиной технологического развития домашних устройств. Ну типа сравните, Соника с Марио с Quake 2 и Half-Life.

Сам помню, как было круто в то время сменить «Сегу» на компьютер и почувствовать глобальную разницу в плане игр. Естественно, мне было невдомёк, что Mega Drive на тот момент было уже больше 10 лет, а возраст NES и вовсе приближался к 15. Мимо российского потребителя прошла плавная смена поколений консолей, когда Mega Drive и SNES уступили место Nintendo 64, Saturn и первой PlayStation, которые затем в свою очередь сменились Xbox, Dreamcast и PS2. Да что там говорить – большинства этих устройств просто не было на нашем рынке, а приставки совершенно разных поколений, вроде NES из третьего, Mega Drive из четвёртого и PS One из пятого, каким-то непостижим образом умудрялились конкурировать между собой!

Всё это было, в принципе, не важно – ведь были какбэ крутые компьютеры с совершенно неконтролируемым рынком пиратства. Игры стоили по 60 руб. за диск и это считалось совершенно нормальным положением вещей. Покупать диски или картриджи по 30-50 долларов для технологически слабых консолей - бесполезных игрушечек - считалось чем-то немыслимым. Впрочем, учитывая тогдашнюю экономическую ситуацию в стране, пиратство сильно помогло развитию и популяризации IT среди простого народа.

Положение стало выправляться только, наверное, к эпохе X360 и PS3. Да и то – самая продаваемая и популярная консоль Wii в России не в почёте из-за своих специфических свойств. Кое-как способствуют выправлению ситуации взросление среднего возраста геймеров, переоценка некоторых ценностей, улучшение покупательской способности, политика специализированной прессы, которая начала, наконец, писать и о приставочных играх.

Как известно, залогом нормального тектонического сдвига в умах масс всегда являлась реклама. Уж не знаю, почему Microsoft, Sony и Nintendo такими неуверенными шагами пытаются осваиваться наш рынок – неужели успех Steam в РФ не доказывает возможной потенциал целевой аудитории и что российский потребитель действительно способен покупать игры, а не только их скачивать с трекеров?

Начни Sony или Microsoft (Nintendo сложнее будет, конечно) массовое продвижение своих товаров не только через тематические инет-сайты и форумы, а более глобально – например, через печатную и телерекламу – уже через год компании должны почувствовать сильную отдачу от продаж и массового изменения сознания. Ну и косвенная, но агрессивная атака на ПК – всячески намекать, что эта платформа для инди-игр (хотя они есть и в PSN c XBLA), социалочек и ММОРПГ.

Тут, конечно, стоит выбрать правильное позиционирование – нужны определённые тайтлы-«паровозы», которые бы в определённом смысле тянули рекламные кампании. Отлично бы подошли на эту роль узнаваемые франчайзы с высокой степенью положительного восприятия в сознании российского покупателя. Например, обновлённый Mortal Kombat – у нас достаточно позврослевшего населения, с ностальгией вспоминающих времена Mega Drive и посиделки на диване перед телевизором. Удачно бы вписались в такой формат Uncharted, Sonic (несмотря на посредственность всей линейки в серии за последний десяток лет), Need for Speed, Grand Theft Auto. Обратная ситуация с Mario, Rayman, Halo – эти брэнды отечественного потребители едва ли смотивируют на что-либо (хотя это опять же, вопрос позиционирования).

И, наконец, пора бы уже ориентироваться на то, что основная целевая аудитория – не дети школьного возраста. Нужно делать ставку на платежеспособную категорию взрослых людей от 20-22 лет, которым будет западло возиться с пиратками и которые спокойно смогут себе позволить покупки лицензий. Здесь надо опять же поработать с массовым сознанием и дать понять, что игры в качестве хобби ничем не хуже чем кино, сериалы или чтение глянца.

2. Собственно, цены.

Прежде всего, я не сторонник совсем особой ценовой политики для России. Ненавижу нытьё про зарплаты и оправдание пиратства и что игры надо покупать максимум по 200 руб. Консольные игры не должны у нас стоить наравне с ПК-шными jewel – прибыль издателей упадёт, а от пиратства низкая цена всё равно не защитит. В, конце концов, я не считаю 1800 руб. за диск – чем-то нереальным. Вполне нормальная цифра – тем более, пора бы уже прийти к тому, что игровые развлечения удел отнюдь не только лишь школьников, у которых нет собственных средств.

Но вот завышение из-за таможенных пошлин до 70-80 долларов – это явно перебор. Давно уже пора штамповать консольные диски непосредственно в России, тогда отпадёт и проблема с подобным элементом в ценообразовании.

Однако существует понятие равновесной рыночной цены, когда одинаково учитываются оптимальные условия как для потребителя, так и для продавца. К сожалению, я не смог найти нормальную статистику продаж игр в России – не уверен, что подобную аналитику вообще кто-то в состоянии сейчас собрать.

Так вот, обстоятельное исследование результатов продаж и покупательской способности целевой аудитории позволит дать представление о равновесной цене, которая будет интересна всем участвующим сторонам. На мой сугубо обывательский взгляд – это где-то 1200-1500 руб. за обыкновенные коробочные издания для консолей. При подобной стоимости отдельным потребителям с моральной и материальной точки зрения игры станут доступнее (плюс стимуляция рекламой) – соответственно, должны увеличиться и общие объёмы продаж суммарно. Плюс, чем больше владельцев лицензионных дисков – тем больше потенциальных покупателей DLC и прочего платного контента.

Правда, необходимо произвести такой расчёт, чтобы в среднепрогнозируемые объёмы продаж были включенны и затраты на маркетинг. Т.е., да вся надежда на рост продаж и увеличение выручки. Риски? Безусловно. Но есть шанс ситуацию улучшить.

Что до ПК игр, то их ценник необходимо поднимать до уровня приставочных дисков – те же 1200-1500 руб. и действительно никаких jewel’ов. Это позволит в большей степени популяризовать консоли, что в интересах Sony, Microsoft и Nintendo (ПК же некому защищать, кроме Valve, разве что). Инди-игры в Steam, казуалки и всякие социальные игрушки пусть и остаются с такими ценником – это уже особая ниша, которая и без того себя неплохо чувствует в наших реалиях.

* * *

Поэтому ещё раз тезисно всё вышесказанное. Как развивать индустрию видеоигр в России?

- ориентирование на взрослую аудиторию, развенчание мифа путём рекламы о том, что игры – это только для детей и задротов;

- рекламные кампании консолей;

- расчёт рублёвых цен для региона, но с учётом интереса издателей;

- выравнивание ценника на ПК-игры с консольными дисками.

Tags: .форма: аналитика
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →