Архимонд архимондович (medzhit) wrote in gamer,
Архимонд архимондович
medzhit
gamer

Diablo 3: с двух сторон

Ну что, думаю, что Диабло 3 уже пройдена всеми, кто хотел ее пройти (кроме тех, кто до сих пор "догрызает" инферно или просто играет неторопливо и ради фана), поэтому можно подвести некоторые итоги.

Удобнее их будет подводить в форме "плюс-минус", чтобы хотя бы частично понять, что в этой игре удалось, а что - может являться предметом жарких споров. Постарался все расписать как можно более объективно, хотя иногда это просто напросто невозможно, потому что приходится опираться на собственные впечатления.

Начнем!


Аукцион

В игре возможно закупать необходимые вещи на аукционе, вкладывая туда реальные деньги (только на софткоре) или игровые монеты.

Плюс:

Аукцион возродил, казалось бы, умершую составляющую игры – экономику. Конечно, раньше (еще в Диабло 2) экономика присутствовала, но была представлена в виде доисторической бартерной системы, когда игроки обменивали ненужные, но крутые вещи на нужные (и тоже крутые) вещи. Теперь же мы вступаем в эпоху рыночных отношений… конечно, до фондовых рынков (а также различных деривативов, типа фьючерсов и опционов) нам еще далеко, но, по крайней мере, на лицо присутствие разнообразных продавцов и “государства”, которое стабильно взымает своеобразный подоходный налог. И все законы рынка тоже начинают потихоньку действовать… по крайней мере, постепенно цены начинают приближаться к среднерыночным (хотя разрыв, признаюсь, еще довольно велик). Бартерный обмен при этом тоже никуда не делся (что хорошо), но при этом наступило возрождение золотых монет, как средство обмена (раньше, как мы помним, монеты практически ничего не стоили, потому что наблюдался явный их избыток).

Минус:

Аукцион был бы отличной забавой, если бы он был “интересным довеском”, то есть некой альтернативой. На деле же мы наблюдаем, что аукцион является обязательной частью игрового процесса. И если на софткоре можно ради фана попробовать выжить без “закупа”, то на хардкоре нам придется покупать необходимые вещи уже в начале (под началом автор подразумевает конец третьего акта нормала – начало найтмара) игры. И вроде бы игра про фарм, но в итоге получается, что фармишь ты деньги, а вещи получаешь, в основном, с аукциона.

Вопрос: Но ты же можешь фармить вещи сам, не закупаясь на аукционе… к тому же после 60-го уровня ты будешь только фармить (то есть качаться перестанешь), поэтому соотношение одетых на тебе вещей может распределиться как: 50% ты выбил сам, а 50% купил на аукционе.

Да, это так, согласен. Но тут сложно все объяснить в теории, это лучше чувствуется в самой игре, хотя и там не все люди эти замечают (потому что некоторым нравится идея аукциона и ничего плохого они в этом не видят). С моей точки зрения, в определенный момент тебя посещает чувство, что ты не получаешь удовольствия от выбитых вещей до 60-го, а иногда и после 60-го уровня. Смысл в том, что вещи теперь ты рассматриваешь, как объект продажи… даже выбив хорошую вещь, которая тебе подходит, твой мозг начинает анализировать, за сколько ты ее продашь, когда из нее “вырастешь”. Позже закупы на аукционе становятся похожими на поход в магазин за молоком – делом обязательным, обыденным и скучным. Исправить этот “минус” можно сознательно придумывая себе ограничения, но и здесь сложно совладать с соблазном бросить все и купить себе отличные вещи.

Сюжет

Все, что касается диалогов, основной сюжетной линии и т.д.

Плюс:

Он есть.

К тому же он вполне успешно продолжает сюжет Diablo 2, филигранно играя с давно известными нам героями (если, конечно, вы играли в предыдущие две части), в то же время успевая ответить (а иногда и дополнить, расширить и объяснить) на некоторые вопросы, которые остались после прохождения второй части (если они возникали, конечно, жанр ведь специфический). Например, очень хорошо подана история Тираэля после разрушения Мирового Камня.

Всяческие обрывки бумаги, валяющиеся на земле, книги, манускрипты, части дневников (с улыбкой представляется приключенец, который разбрасывает свои “посты” в дневнике по округе) сделаны вполне сносно, а иногда даже хорошо.

Некоторые новые персонажи сделаны на удивление интересно – взять ту же Лию или волшебника Золтана.

Минус:

Я уже говорил, что все сделано сносно, но… сносно, конечно, лучше, чем ужасно, но здесь также подходит другое слово: пресно. Да, вся сюжетная часть откровенно безлика и пресна (тут уже идет мое мнение).

За всю игру мне понравились реплики только одного персонажа – Линдона (который вор и слегка бабник). Его история заслуживает крепкой “пятерки”, если рассматривать ее как историю второстепенного персонажа, периодически мелькающего на страницах эпической книги. Ее даже можно развить и сделать что-то реально стоящее – а все потому, что в основе его истории нет ничего волшебного, даже наоборот, а его фразы буквально пропитаны житейским и порой печальным опытом.

- Она была солнцем моей жизни.
- А что случилось?
- Даже солнце может зайти.

Эти фразы, а также разнообразные подтрунивания, насмешки и откровенные забавные моменты (вспомните хотя бы, как он пытался замутить с ангелом и спрашивал у Тираэля, есть ли у него шансы) делают его живым персонажем… насколько только можно быть живым в мертвом мире постоянного фарма.

Реплики же оголодавшего храмовника или “отмороженной” (в том смысле, что она проснулась после волшебного крио-стазиса) девушки навевают только скуку и лишь иногда заставляют улыбнуться.

О репликах самих персонажей вообще стоит промолчать. Мало того, что они одинаковы унылы… хотя, пожалуй, и этого хватит. Дело в том, что персонажи сами по себе выглядят довольно разно, и, по-моему, если уж и заставлять их говорить, то хотя бы согласно своему образу. Если монахиня говорит о балансе, то шаман, призывающий настоящих демонов, уж может говорить хоть чуток пожестче. Про варвара я лучше промолчу – может, сейчас становятся варварами, только прочитав томик Пушкина. Будьте же варварами, господа!

Если говорить про основной сюжет, то меня задела лишь сцена битвы Тираэля с Империусом, когда происходит отречение Тираэля, да и то потому, наверное, что эта сцена прочно связана с концовкой второй части.

А наших героев, такое впечатление, лучше было оставить немыми, благо ничего позорного в этом нет, наоборот, это лишь подчеркивает нашу связь с главным героем. Когда главный герой начинает говорить, ты воспринимаешь его, как отдельного персонажа… сравните игровые впечатления от игры за Ведьмака (который является сильно проработанным персонажем) и за немого приключенца в Dragon Age. Ведьмака вы воспринимаете исключительно как Ведьмака и никак иначе, но с немыми персонажами совершенно другая история. В какой-то момент вы можете заметить, что варианты реплик в первом Дрэгон Эйдже вы начинаете проигрывать в голове своим голосом… ладно, это я отвлекся, не так это важно. Я всего лишь хотел сказать, что если главный персонаж не проработан в художественном плане, то, когда он говорит, это вызывает лишь раздражение (по крайней мере, у меня).

Скиллы

Что касается полного пересмотра системы скиллов.

Плюс:

Диабло 3 уже много раз обвиняли во вторичности или “да это уже было!”. Авторы, поняв, что они не могут коренным образом поменять концепцию “убей кучу монстров, чтобы вырасти, а потом опять убить кучу монстров”, решили изменить некоторые геймплейные моменты. Под нож попала и знаменитая “древовитая” система скиллов. Теперь почти в любой момент игры мы можем изменить нашего персонажа так, как мы хотим, причем абсолютно бесплатно.

Бесспорно, это шаг если не вперед, то хотя бы в сторону (что уже неплохо). Да и сама идея, что под разные участки игры ты будешь тотально пересматривать свой “билд” очень и очень неплоха.

К тому же, теперь не придется несколько раз качать нашу волшебницу, чтобы попробовать различные варианты.

Минус:

Идея хорошая, но она частично погибла из-за того, что многие скиллы просто бесполезны или даже неинтересны.

Да, идея, что умение полностью изменяется, когда мы выбираем новую руну, очень интересна, но какой смысл в этих рунах, если половина из них предлагает полную, простите, фигню? Да, таким образом Близзы наклепали более 100 заклинаний, но почему-то после каждого левел-апа после 30-го уровня ты упорно возвращаешься к проверенному и работающему билду… конечно, так нельзя говорить за всех персонажей, благо геймплей за каждого получился вполне различным, но все равно возникает ощущение, что к определенному моменту ты выберешь один единственный работающий билд.

К тому же, если через некоторое время тебе захочется вернуться к игре, вряд ли ты захочешь опять играть за того же персонажа, потому что ничего нового в игре за него ты не увидишь. При “древовитой” системе навыков тебе может захотеться начать заново, вкладывая очки в другие, еще неопробованные скиллы. Персонаж в таком случае получится совершенно другим.

Необходимость постоянного Интернет-подключения

Плюс:

Игра сразу ориентируется на онлайн, и ты практически сразу вливаешься в Диабло-коммьюнити. Если в некоторых играх возможно разграничение между мультиплеером и сингплеером, когда перед нами предстают буквально две разные игры (а иногда во вторую “игру” никто не заходит), то здесь эта грань стирается, пускай и насильно.

Тебе дается право проходить игру одному, но в то же время ты понимаешь, что играешь не в сингл – об этом тебе постоянно напоминают аукцион и радостные возгласы друзей, только что убивших Диабло на Инферно.

Минус:

А также то, что ты играешь не в сингл, тебе постоянно напоминает злосчастный пинг, который имеет привычку скакать от 100 до 200, причем даже при 200 ms игра иронично говорит тебе, что это нормально.

Конечно, проблема пинга постигает тех людей, у которых проблемы с провайдером, но уж на них игра полностью отрывается. Если в другие онлайн-игры ты играешь относительно спокойно, то в Диабло персонаж имеет удивительную способность скакать по всему экрану, а также застревать в самый неудобный момент. Про дисконнекты, которые происходят по вине провайдера или иногда из-за самой игры, я даже не хочу говорить – из-за них погибло много храбрых товарищей, игравших на хардкоре (меня не постигала эта участь, но я представляю, как это обидно).

Ответ на эту проблему бывает один – чини интернет, меняй провайдера. Что ж, если поменять провайдера возможно, то играть в Диабло только в плюс – эта игра, наконец, оторвет вас от дивана и заставит позвонить новому провайдеру. Но что делать людям, живущих в таких регионах, где нормального интернета просто напросто нет? И тут ответ прост: либо переезжать, либо не играть. Второй ответ, к сожалению, не говорит в пользу игры.

Новый уровень сложности (Инферно)

Плюс:

Ура, ура! Наконец-то появился по-настоящему хардкорный уровень сложности, который требует тщательной подготовки (особенно на хардкоре), крепких нервов и постоянных “заново-качаний” героев после фатальных ошибок (это я снова про хардкор).

Примечание:

***Кто не в теме: в игре существует два режима: Хардкор и Софткор. На хардкоре у вас всего одна (!) жизнь, поэтому после смерти персонажа вы можете лишь посмотреть грустными глазами на его тусклое изображение на кладбище (играть за него вы уже не сможете). На софткоре после смерти вы почти сразу же возрождаетесь и бравым шагом идете мстить обидчикам. Хардкор отличается от софткора, прежде всего, тем, что здесь требуется более тщательная подготовка перед боссами, да и играете вы гораздо осторожнее.

Также в Диабло есть уровни сложности: они открываются постепенно, как только вы проходите игру. Первый уровень сложности называется нормал, потом, как вы пройдете игру, откроется следующий уровень – найтмар. Таким образом, вы начинаете игру сначала (с теми же вещами и уровнем), но монстры становятся сильнее. После прохождения найтмара открывается хелл, и только после прохождения хелла откроется Инферно – последний и самый сложный уровень в Диабло. Проще говоря, что добраться до Инферно, вам надо пройти игру 3 раза***

Ситуация выглядит примерно так: как только вы попадаете на Хелл, вы радостно идете истреблять зомби в первой локации. Потом становится довольно сложно, и вы играете крайне осторожно. Попав на Инферно и смахнув трудовые капельки пота, вы беспечно идете на тех же зомби и… умираете. Добро пожаловать в Инферно, уровень сложности, на котором вам неделями придется чистить одну локацию, выбивая ценные вещи, чтобы либо продать их, либо одеть на себя.
И хоть здесь наступает стадия исступленного фарма, но и здесь же раскрывается вся изюминка игры – то, ради чего играют. А играют ради того, чтобы быстро пробежать все уровни сложности и попасть на долгожданный Инферно, где вас ожидают сутки чистого, незамутненного девственного фарма. И хоть последние предложения могут показаться вам сарказмом, на самом деле в этом и состоит смысл игры, и это абсолютно нормально. В теории это может звучать тупо, но на практике ты фармишь с удовольствием, отключая мозг и аккуратно сортируя выбитые вещи.

Минус:

Этот уровень сложности (инферно), хоть и предстал неким крепким орешком, расколоть который удалось немногим, но он также стал самоцелью для некоторых игроков, разбивая игру на две части – до инферно и после инферно. Самое интересное, что в какой-то момент появилось мнение, что до инферно и не игра вовсе… и правда, а зачем тебе в данный момент (20-ый, к примеру, уровень) задумываться о лучшем сет-апе, если уже через пять уровней все поменяется, да и к тому же тебе предстоит вооооот какая длинная дорога к Инферно. Тебе еще столько шагать, давай качайся быстрее!

Начали появляться целые гайды и инструкции, как лучше, а главное быстрее добраться до долгожданного 60-го уровня, чтобы стать уже Человеком. А потом… появился Он.

Многие, у кого уже болят пальцы от постоянного кликанья, уже догадываются, о ком я. Им, наверное, и ночью снится это зеленое создание, взвалившее на себя мешочек, нагруженный золотом да драгоценностями. А говорю я о Его Величестве Гоблине.

В какой-то момент хардкор-игроки поняли, что фармить обычных существ не только нудно, но и крайне опасно. На помощь пришел добродушный (хоть и слегка трусливый) гоблин, всегда готовый поделиться с вами награбленным. Дело в том, что иногда в игре попадается существо, отдающее явной зеленоватостью, убив которого, вы получите много ценных вещей. Гоблин не наносит ровно никакого урона, только постоянно убегает от вас, но, зажав его в угол, можно избавиться и от этой проблемы.

В общем, однажды игроки нашли места, куда гоблин частенько захаживал, и началось – игроки стали устраивать целые гоблин-вечеринки, зовя друзей и подруг на Зеленый Геноцид. День начинался так: вы встаете в, скажем, 12 часов, чистите зубы, садитесь за компьютер, включаете Диаблу, заходите в абсолютно безопасную локацию, приглашаете друзей и… повторяете данную процедуру до изнеможения (только теперь без чистки зубов).

А еще лучше настроить стрим-вещание, чтобы тысячи людей видели, как вам весело фармить гоблина.

Дальше больше. Близзарды, увидев, что введенный ими элемент в игру только ради фана, стал объектом постоянных насильственных притеснений, решили вмешаться. Они убрали гоблинов из некоторых легкодоступных локаций, закрыв таким образом игрокам пути к легкому и беззаботному фарму. Чтобы компенсировать эту потерю, разработчики сказали, что вы теперь можете фармить хелл, мы все настроили так, что там вам будут выпадать вполне сносные вещи. Ага, сказали игроки, и пошли фармить Хелл. Зафармив Хелл и закупившись, они прошли, наконец, первый акт Инферно.

Но как же проходить второй акт? Где же брать необходимые вещи?

Я не буду отвечать на этот вопрос – вы уже ученые и сами все прекрасно знаете. Скажу лишь, что зеленого цвета в пустыне стало меньше.

Графика

Плюс:

На экране все вполне красочно взрывается, лопается, гремит, трясется. Сама графика умудряется находить некий баланс между красочностью и мрачностью, пытаясь удовлетворить все запросы публики.

Минус:

Минусов не отмечено, потому что мне сложно судить графику в играх… ну, то есть если она не мешает, то какая разница, сколько там полигонов и всего такого. Правда, стоит отметить, что некоторым людям графика может показаться несколько бедноватой, особенно принимая в расчет долгостройство проекта.

Примечание:

Не стоит слишком уверенно говорить, что Диабло делался 10 лет. Все дело в том, что после выхода аддона ко второй части в 2010-2011 годах, авторы из Blizzard North (подразделение головной компании, состоящее из авторов первых двух частей Диаблы) решили приступить к созданию MMORPG в мире Диабло. Потом этот проект закрыли, а авторы (и в том числе главный композитор) ушли из компании. Третью часть игры делала уже абсолютно новая команда, знакомая с оригиналом, но лично не принимавшая участие в создании двух первых частей игры.

Музыка

Плюс:

Вроде она есть.

Минус:

А вроде ее и нет. Все же после ухода главного композитора, который сейчас работает над музыкой в Torchlight’e II (вместе с двумя авторами первых двух частей Диаблы), музыкальная составляющая игра серьезно провисла. Мне лично музыка никак не запомнилась.

Примечение:

Главный композитор сейчас немного подтролливает игроков, добавляя в Torchlight II музыку очень похожу на музыку из первых двух частей игры. Конечно, там есть и новые мелодии, но в основном все отлично узнается.

Модификации

Модификации к этой игре запрещены.

Плюс:

Теперь с вами не будут играть хакнутые в хитром редакторе персонажи, нарушая стабильность игровой системы.

Минус:

На самом деле это крайне печально, потому что всем известно, что после прохождения игры действительно новый опыт ощущается путем скачивания пользовательских модификаций. Без этого сложно представить себе такие игры как The Elder Scrolls, Warcraft 3 и др.
Tags: diablo, выбор сообщества, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments