Ийона Тихая (ijona_tihaja) wrote in gamer,
Ийона Тихая
ijona_tihaja
gamer

Перформансы в онлайновых играх (часть 2)

Продолжаю переводить и комментировать статью Матиаса Янссона о перформансах в играх:

Джозеф Делаппе

В течение девяностых годов мир онлайновых игр стремительно переходил от текстовых адвенчур к экшенам с 3D-графикой. В 1993 году игра Doom положила начало новому популярному жанру - шутерам от первого лица, а ее мультиплеерный режим стал предшественником многочисленных онлайновых игр этого жанра. В середине девяностых, с развитием Интернета, игра онлайн становилась все более и более популярным занятием среди геймеров. Новые сценарии игры открывали новые возможности для художников. Одним из пионеров в этой области был американский художник Джозеф Делаппе - он начал заниматься перформансами в играх в 2001 году:

"В своем первом перформансе я участвовал весной 2001 года. Он назывался Вопль: Elite Force Voyager Online. Я вошел в игру под ником Аллен Гинзберг и начал целиком, слово за словом, воспроизводить его поэму "Вопль" - программное произведение бит-культуры"(4).

Многие из работ Делаппе имели антивоенную направленность. В военной игре Medal of Honor: Allied Assault Делаппе соединил антивоенное выступление с поэзией. Он зашел в игру и стал набирать в игровом чате стихи военных поэтов вроде Зигфрида Сассуна(5). Сассун - британский поэт, который в Первую мировую войну писал сатирическую антивоенную поэзию.





Самая примечательная работа Делаппе - перформанс, который начался в марте 2006, на третью годовщину войны в Ираке. Погибшие-в-ираке (dead-in-iraq) - не только название акции, но и ник, под которым Делаппе заходит в игру America's Army. Это онлайновая игра, в которой вербуют американских военных. Там Делаппе опускает оружие и начинает набирать имена всех американских солдат, которые погибли в Ираке. Перформанс закончился 18 декабря 2011 года, когда американские войска были официально выведены из Ирака. Делаппе успел ввести 4484 имени(6).




Скриншот акции Делаппе "погибшие-в-ираке": погибшие... что ты имеешь в виду? (2006-2011)


Обычно такие антивоенные перформансы вызывают сильную реакцию со стороны игроков. Стихи и имена погибших солдат напоминают геймерам о реальной войне - это вызывает у них злость и дискомфорт. Игроки просят Делаппе остановиться, но он продолжает и его убивают или просто выкидывают из игры. Таким образом, сильная реакция со стороны игроков доказывает, что перформансы Делаппе успешны. Ему удается разрушить иллюзию игры - подобно тому, как брехтовский эффект отчуждения разрушает иллюзию театра. Брехт писал, что эффект отчуждения (Verfremdungseffekt) "не дает публике пассивно раствориться в персонаже, созданном актером, а значит, заставляет ее занимать позицию критического наблюдателя"(7). Делаппе рассуждает так:

"Для меня эти работы - способ разрушить "магический круг" в игре и, возможно, расширить его понятие. Контексты, в которых мы "играем", всегда связаны с политической, социальной и экономической реальностью. Реакции на первый перформанс, "Вопль", были в основном юмористические. Помню, как один игрок заметил: "вау, поэзия и стрельба!". А текущий проект "погибшие-в-ираке", который я начал в 2006 году, вызвает в основном агрессивные реакции. Другие игроки постоянно оскорбляют меня, требуют объяснить, почему я делаю то, что делаю, и в целом очень враждебны"(8).

Говоря о Делаппе, я хотел бы упомянуть еще два перформанса. Первый из них, Quake / Друзья, произошел 18 октября 2002 года при участии шести человек, которые собрались онлайн на одном сервере в игре Quake III. Там они стали разрыгрывать эпизод из сериала "Друзья". Каждый участник произносил реплику своего персонажа и затем набирал ее в текстовом поле, которое используется игроками для общения друг с другом. Quake - игра, в которой для победы нужно убить как можно больше противников, поэтому перформанс постоянно прерывался: то и дело кого-нибудь из участников убивали другие игроки, и, чтобы продолжить, ему нужно было воскреситься"(9).





Когда акцию упомянули в "Нью-Йорк Таймс", студия "Уорнер Бразерс", которой принадлежат права на сериал, отправила Делаппе предупреждение, что подаст на него в суд, если он продолжит использовать материалы из "Друзей", защищенные авторским правом. Делаппе пообещал, что не будет делать перформансов на основе других эпизодов сериала. Вместо этого 8 марта 2003 года он повторил ту же акцию. Теперь она была проведена вживую в художественной галерее. Участники сидели за компьютерами, подключенными к игре, а изображения с экранов проецировались на стены галереи, чтобы все присутствующие могли наблюдать за перформансом.

Другой онлайновый перформанс - ET tu?, Alfred. Он был проведен в ноябре 2003 года в компьютерной игре Aliens Vs. Predator. На этот раз был использован диалог из сценария фильма Спилберга "Инопланетянин", а также высказывания иранского беженца Мехрана Карими Нассери (Сэра Альфреда) (10), пятнадцать лет нелегально прожившего в парижском аэропорту. На основе этой истории в 2004 году Спилберг снял фильм "Терминал" с Томом Хэнксом в главной роли. И инопланетянин, и Сэр Альфред в каком-то смысле беженцы - они попали в затруднительное положение и пытаются обрести дом, который и стал главной темой перформанса Делаппе.



===
Википедия утверждает, что Сэр Альфред прожил в аэропорту не 15, а 17 лет, хотя бог с ним.

Если по существу, самой интересной мне показалась акция "погибший-в-ираке", где Делаппе постоянно убивали, причем убивали не просто так, а из недовольства его действиями. Непонятно, как геймеры реагировали на другие перформансы. Если не понимали, что происходит, или игнорировали, то это скучно. Да и вообще населенное людьми виртуальное пространство предоставляет гораздо больше возможностей, чем простое зачитывание текстов в воздух. Дальше мы увидим, что некоторые художники были изобретательнее.

Впрочем, во многом неизобретательность Делаппе связана с ограничениями, которые накладывают шутеры. У него есть несколько более живых акций, чем упомянутые в статье, - серия перформансов в Second Life, посвященных Махатме Ганди (см. персональный сайт Делаппе). Художник воспроизвел марш протеста (известный как Соляной марш) и тюремное заключение Ганди, а затем праздник в честь последовавшего выхода на свободу, куда привлек других игроков в образах знаменитых личностей.

Вот видео, где Делаппе изображает Соляной марш - идет по беговой дорожке, заставляя свой аватар в игре перемещаться:




На скриншоте ниже запечатлен виртуальный Ганди, медитирующий в тюрьме, и игроки, которые пришли на него посмотреть:




Видеозапись и несколько скриншотов с праздника в честь освобождения Ганди:












Последний перформанс, на мой взгляд, самый любопытный, так как предполагает активное участие публики. Хотя я говорила, что творчество, предусмотренное игрой, не совсем творчество, Second Life это касается лишь отчасти. Наверное, потому что игра предоставляет очень широкие, неопределенные возможности - то есть выбор, что там делать, лежит преимущественно на плечах игрока. Мы еще не раз столкнемся с перформансами в этом мире - художники явно любят Second Life. Да и у Делаппе наиболее примечательные акции получились именно там.

Предыдущие части поста:
Часть 1
Tags: .рубрика: ММО, .рубрика: игры как искусство, .содержание: видео, .содержание: картинки, .содержание: перевод, .форма: аналитика
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments