«Не понимаю смысла «песочниц» — никакого сюжета, никаких целей, бесполезная игра, разве что в сетевом режиме есть какой-то смысл, от общения с людьми. То ли дело Обычная Игра — сюжет, задания, цели, достижения. Прошел, насладился сюжетом, достиг конечной точки и получил какие-то новые впечатления.» — это такая вольная компиляция множества мнений, встреченных за последнее время в отношении игр-песочниц. Мнения высказываются самыми разными людьми и, честно говоря, ставят в тупик. Да, какие-то песочницы не имеют сюжета и цели как таковой, но они же дают игровой процесс совершенно другого уровня. Они предлагают игровой мир с возможностями и ответом на действия игрока, тем самым предоставляя полную свободу творчества.
Не знаю где и как проходило детство авторов подобных высказываний, но моё в том числе и в песочницах. В них строились различные замки и сооружения, мосты, рвы, пещеры. Иногда к песку добавлялась вода, создавая новые ситуации и красивые обрушения. Заканчивалось всё обычно руинами. Помимо песочниц, были конструкторы, машинки и солдатики, также превращавшиеся в сотни различных сюжетов, историй, миров, со своими правилами и ситуациями. Текущие "песочницы" как раз и развивают эти приятные игры из детства, выводят их на новый качественный уровень.
Многие видели Minecraft. 2.3 миллиона проданных копий, 8+ миллионов регистраций - очень неплохие показатели для бета-версии маленького независимого проекта.
Я впервые столкнулся с игрой в бесплатном варианте. Набор разных кубиков-материалов, можно копать и строить. Игровой процесс примитивный, но очень быстро увлекающий. Сначала был "домик". Потом более сложный домик с подземным ходом. Подземное поселение. Гигантский золотой паук. Крепость. Первое сооружение с водяным лифтом. Где-то на фоне другие игроки строили свои уникальные здания. Кто-то брал масштабом, кто-то - детализацией. Для меня первый период игры в Minecraft закончился на трёхэтажном подобии кафедрального собора (или храма древним богам, это кажется была изначальная идея), который несколько часов возводился напару с сестрой. Чистое творчество, конструктор, пусть и без тренировки мелкой моторики. Проект развивался, добавился режим выживания - монстры, ограниченные ресурсы, создание предметов. Получилось ещё интереснее, теперь вместо обычного конструктора появился враждебный мир с рядом своих правил и новыми возможностями. Основа - строительство - никуда не пропала, но к ней подключилось исследование мира и чудесных огромных пещер, битвы с монстрами, вылазки за ресурсами. Игровой процесс стал глубже. Сетевая игра добавляет ко всему этому ещё и социальное взаимодействие, напрямую умножающее удовольствие от происходящего.
Сейчас взгляд случайно зацепился за Terraria (9.99$ в Steam), которая выглядит как "Сетевой Minecraft в 2D с огромной кучей возможностей и уклоном в rpg". Пока не смотрел, собираюсь, но отзывы в стиле "Три дня не отрываюсь, забросил minecraft" обнадёживают. Обязательно посмотрю в ближайшее время.
Dwarf Fortress сложен в освоении, не всем приятен внешне и требует умения развлекать себя самостоятельно. Иллюстрация с кривой обучения, хоть и выглядит на первый взгляд забавно, более чем правдоподобна:
Есть ещё замечательная картинка с наглядной демонстрацией отличия дварфийской крепости от остальных игр. Всё именно так. Но мир Dwarf Fortress одновременно даёт огромное поле для деятельности с правильной реакцией игры на них (события, физика, например). Как игрок будет себя развлекать, какие цели и задачи придумает - зависит только от его фантазии. Для подтверждения этого вполне нагляден список "сложных задач" из дварфийской вики-энциклопедии. Кто-то развлекается созданием разных функционирующих механизмов посредством игры - такой аналог технического конструктора. Другие практикуют сетевую игру, хоть она и не поддерживается прямо - каждый управляет поселением определённый период времени, а потом передаёт сохранение следующему игроку. Впрочем, и без всяких дополнительных усилий, в игре есть чем заняться даже при самом простом подходе "строить крепость". Рано или поздно в мире будут происходить события, влияющие на крепость - приход торговцев, мигрирующие дварфы в поисках новой крепости, пробуждение древних чудовищ, внезапный набег зомби-обезьян, случайное затопление крепости магмой. Вариантов много и все игровые сессии получаются уникальными. Проигрывать весело! - девиз игры. И это правда так.
В "больших" играх элементы песочницы обычно проявляются в каких-то отдельных частях, где игрокам даётся определённая свобода и возможность повзаимодействовать и поиграть с миром. На ум прежде всего приходит серия Grand Theft Auto, где как минимум можно создавать красочные погони и перестрелки. Взрослый вариант игры "в машинки". Хотя игровое сообщество умудряется снимать порой весьма неплохие и хорошо поставленные ролики на основе GTA IV (и прошлый частей, конечно же). Или развлекается выполнением сложных трюков. Суть в том, что игра предоставляет возможности, а использование их уже зависит от игрока.
Возвращаясь к началу записи - возможно, песочницы подходят не всем. Кому-то нужны жесткие сюжетные рамки, эффект кино, логическая завершенность процесса. К точному ответу на вопрос "что вызывает у некоторых непринятие и непонимание песочниц как вида игрового процесса" я до сих пор не пришел.
А что вы думаете об играх-песочницах? Как к ним относитесь? Какие ассоциации они вызывают?
Community Info