hansomia (hansomia) wrote in gamer,
hansomia
hansomia
gamer

Оставить в живых (Tomb Raider)

tomb-raider-2013-310116

Всем свойственно повторяться, не потому что это хорошо, или это плохо, или от нехватки идей. Нет, потому что «новое – это хорошо забытое старое», а фундамент и надстройка нередко меняются местами. И, как сказал бы сэр Роберт Льюис Теламон – скоро, скоро колесо времени завершит очередной круг на гобелене мироздания, и начнется новая эпоха, а с ней и новые сказания.
Подобно «Колесу Времени» или циферблату часов, в этом и есть суть самой жизни – бесконечному течению времени, бегущему по кругу. И, неудивительно, что то, что мы видели или во что играли несколько лет назад, уже становится той основой, от которой отталкиваются другие, пытаясь нащупать свой путь сквозь сотни ошибок и неудач.
1356443011_tomb-raider-2013-game

Новая Лара соткана из противоречий, из экспериментов над собой и над жанром в целом. Ведь, подобно, неопытному подростку, которой пытаются выставить мисс Крофт, разработчики сами не знают порой, чего хотят и ударяются во все тяжкие, чтобы потом с полпинка все опять стало тихо, мирно и безмятежно как и пять минут назад. И в этом-то и кроется натуральная проблема игры – у нового Tomb Raider нет своего уникального лица, за все те двадцать с лишним часов, что я провел в игре, Лара словно примеряет на себе все новые и новые маски, никогда так и не выходя из ролей, которые она играет. Вот бежит, карабкается по склону наш принц из славной Персии, вот сражается с сонмом противников сэр Натан Дрейк, а вот и славный летучий мститель гордо обозревает свои владения, свою маленькую песочницу, где если поискать, то и нет ничего. Да и как же оно будет, если создатели даже не удосужились привязать за один конец веревки крепкий и вменяемый сюжет, а другой затянуть посильнее на разнообразном геймплее, отдав все пространство немаленького острова под…ничего.
На одной чаше весов барахтается горстка различных артефактов и записок, щедро раскинутых по местам паломничества мисс Крофт, пара-тройка испытаний в духе «обезвредь все мины на пляже» или «подстрели все висящие на деревьях тотемы», да несколько гробниц, которые могут быть «расхищены». Этим авторы как бы ехидно напоминают об основном призвании нашей героини. А на другой-то чаше тогда должен быть писательский дар и талант Рианны Пратчетт, которая, правда, ни разу не напоминает своего великого отца, создавая истории «для детей» про нехорошую Богиню и очередной «затерянный рай» высоко в горах, доказывая тем самым, что «яблоко от яблони не всегда падает рядом».

Tomb%20Raider%20screenshots_2013-03-05_00005

Да и чувство «крепкого плеча», то есть интересной подачи этой самой истории, игре тоже не привили, списав все на самотек. Судите сами, девочка после кораблекрушения оказывается одна на заброшенном острове посреди океана и, как и все, пытается выжить как может, постепенно становясь грубее и жестче, закаляясь в этих нечеловеческих условиях, где в лесах рыщут дикие хищники, а культ жестоких каннибалов поклоняется своей Богине. Чувствуете, что можно было бы сотворить, имея на руках такую предысторию, остров, которому не одна сотня лет, заброшенные японские бункера, древнюю секту и наемников с злобной лесной фауной. А вот и нет, вы все неправы. Зачем, зачем делать из игры некое подобие Dark Souls, если можно превратить ее в полновесный «жаркий» боевик, где приключений даже меньше чем в фильмах про любимого археолога мистера Джонса, зато всяких перестрелок и переполоха, хоть отбавляй.
И потом, ладно приключения, но даже они не смогли показать «взросление» Лары из хрупкой девочки-подростка превращающейся в огненно-страшную фурию, способную разом положить небольшую армию. И не смогли не потому, что не старались, а потому что все это показано как-то по-детски что ли, всем ее бедам, страданиям и тяжелой доле не веришь ни на йоту, потому что наглядно в одних местах перестарались, а в других наляпали «чтобы было» совершенно не заботясь о том, чтобы все органично вписывалось в канву сюжета. То есть, я еще могу поверить, что рана в боку может быть несмертельна, но вот то, что при открытой рваной ране, моя Ларочка может бежать кросс по местности или плавать в канаве, полной разлагающихся трупов, уже полностью забыв, что она ранена и держа одной рукой факел, а другой пистолет – это уже…нервирует, что ли. Особенно, когда после этого показывают серьезнейший драматический момент местной «анестезии» зазубренным кусочком стрелы. И таких «ляпов» море, то я вижу Лару всю в крови, а потом вдруг, раз и волшебным образом кровь исчезает, словно мисс Крофт искупалась в купели какого-нибудь горного родничка, а не находится в храме, полном кровожадных сектантов.

tombraider-2013-03-06-13-26-40-47

А еще, помните, что в самом начале с нами были наши «накама», наши товарищи, наши друзья, которых мы очень-очень сильно хотим спасти. Ага, угу, щас. Дальнейшее действие напоминает «театр одного актера». То есть Лара сама с собой лазает по ветвям, разводит костры, ставит маячки и находит жизненно необходимые инструменты, а вся твоя компашка в это время занята неизвестно чем, но бодро так, по-молодецки отвечает Ларе, что «все нормально», изредка пересекаясь с британской леди, чтобы бросить словечко другое или задать Ларе нужный вектор координат. Вот и получается, что манекены-друзья нас волнуют не больше чем, скажем, деревья в лесу. Все равно проку от них никакого, а единственный раз, когда они тебе помогают, происходит по сюжету и ставит их самих в очень неприятное положение, из которого потом выбираться приходится опять тебе же.
Да и вообще, «выживаемостью» в игре не пахнет и в помине. Уже в начале Ларка может спокойно освежевать оленя, а потом и других крупных хищников. На острове их, кстати, всего два вида – сначала очень зубастые и хищные волки, которых мы встретим два раза за всю игру, а потом роль местных «зубастиков» уже выполняет храмовая «братва», вместе со спятившим «проповедником» отцом Матиасом.

full-game_ru_part2_news_68

И от таких «внезапных» переходов от вроде как телешоу «остаться в живых» до откровенной мясорубки противников в капусту становится далеко не по себе, потому что хочется уже, чтобы оставили либо то, либо другое. Но создатели явно рассчитывали впихнуть в игру, как можно больше всякого эдакого, и поэтому через каждые пять минут Лара Крофт терпит очередную «жизненную неурядицу», заключающуюся то, в буквальном смысле, потере опоры под ногами, а то и в стремительном спуске по горной речке вместе с бревнами, колючками и иными опасностями.
То есть минусы игры очевидны, она пытается одновременно казаться и тем, и другим и третьим, забывая порой, что является просто приключенческой игрой, где весь сюжет укладывается ровно в одну строчку «мы идем будить императрицу, чтобы выбраться с острова», а если уж подробно разложить все по полочкам, то тогда будет ясно, что в новой Ларе:
- отсутствуют связные диалоги между людьми (все сводятся к тому, что «ты поищи, а мы пока позагораем на пляжике»);
- отсутствует какая-никакая интрига, то есть сюжет становится тебе понятен ну, где-то уже с середины игры;
- отсутствуют разнообразные противники, как факт;
- полным-полно «визуальных» ляпов типа «вот Ларочка вся в крови», а через секунду наша девочка вновь чистенькая-чистенькая. И да, я все могу понять, но если у человека рана на груди, то мне, кажется, он должен рукой прикрывать именно ее, а не класть руку выше раны.

tomb_raider-8

Но это огрехи только сценарной части, а вот теперь мы переходим к самому главному, что есть в игре, к ее сути, ее геймплею. Читая миллион одинаковых восторженных рецензий разных игровых журналистов, я не уставал поражаться тому, что эти ребята творили в своих опусах. Ведь все, как один, в восторге именно от трех составляющих игры – перестрелок с врагами, стелса и «вау»-моментов, где все взрывается, ломается или горит.
Не спорю, от последнего я сам был в диком восторге, но вот что касается двух других аспектов, с ними уже посложнее. Во-первых, наверное, потому что стелса в игре нет, а те, кто за него ратуют обеими руками, просто не видели хорошего стелса, как в том же новом «Хитмане», например. То есть все Ларискино умение незаметно подкрасться выражается в следующих способностях. У меня был один случай, когда я уверовал во что угодно, но только не в то, что над противниками реально работали профессионалы. Потому что, когда Лара подкрадывается к трем стоящим в полуметре друг от друга врагам, правда стоящим спиной, но это дела не меняет, и «тихо» вонзает в голову одного ледоруб, чтобы услышать крик своей жертвы на много километров вокруг, а два других вооруженных до зубов супостата даже не поворачивают голову на этот крик, то о каком таком вообще «стелсе» тут можно говорить?! Туда же, кстати, идет и ультимативная способность мисс Крофт уворачиваться от противника, выжидая наилучший момент, чтобы воткнуть стрелу ему в колено и ранить этого гада. И показано все это преступно убого, как только ты увернулся от вражины, то в нужный момент знай жми кнопку и получай законное фаталити. И это работает на всех врагах – больших ли, маленьких ли, даже боссах. Шикарно, не правда ли?!

b9c31b4e2f77fc385764715f6718e908

Ну да вернемся к нашим перестрелкам, они сделаны по типу «много врагов – много патронов – одна Лара». Потому что, после освоения способности подбирать с трупов патроны и стрелы, о разбросанных буквально повсюду боеприпасах вообще можно забыть, так как зачем они нужны, если обыскал два-три трупа и, вуаля, полный магазин уже у тебя в кармане. Да и сами «пиф-паф» стрелялки тоже не слишком радуют, потому что выполнены на уровне первых приключений мистера Натана Дрейка, так как противники мрут с одного-двух выстрелов из автомата, даже самые-самые вооруженные, а если надоедает вооружение, то всегда можно воспользоваться луком со стрелами, благо вот их боезапас практически безграничен. И назвать «умной» боевой системой игру, где идешь-идешь и никого, а зашел в какую-то дверь, пересек невидимую черту, и тут же понабежала куча врагов, просто не поворачивается язык, так что, думаю, о двух «китах» игры, по мнению западных игрожуров, точно забудем.

tomb_raider-1

Но на этом, на неумении писать сценарии и ужасных перестрелках, плохие стороны игры, как ни странно заканчиваются, уступив место тому, что заставляет участвовать в приключениях мисс Крофт на протяжении двадцати с лишним часов, а именно – исследованиями этого мира и крафтингом. Крафтинг в игре происходит с одной стороны очень легко, это тебе не система руд и кузнецов в Dark Souls, тут все очень прозаично. По всему острову разбросаны, подвешены, спрятаны разные ящики, в которых находятся различные запчасти – определенное их количество позволяет усовершенствовать твое оружие, чтобы оно «стреляло больнее, выше и быстрее». Но самые главные апгрейды ты, все-таки получаешь по линии сюжета, где Лара находит те или иные вещи, а потом мастерит из них подручное вооружение.
Поначалу у тебя только факел и зажечь ты его можешь только от разных источников огня, но позже, смастерив огниво, можно высекать искру и поджигать его, где только захочется. Такие же дела обстоят и с обычной киркой, «прокачав» которую до ледоруба можно уже вскрывать сложные замки и карабкаться по отвесным скалам. Лук, автомат, дробовик и пистолет, а также их улучшения до составного лука, позволяющего вырывать с корнем серьезные препятствия или прицеплять стрелы к скальным породам или веревочным покрытиям, чтобы потом с грацией лани скользить по этим канатам над пропастями; помпового дробовика с зажигательными патронами, подствольного гранатомета или «того самого магнума» – всего четыре оружия - ты тоже получаешь «когда надо», а не «когда захочется», а вот улучшения для них надо уже находить самостоятельно, методично обшаривая остров в поисках запчастей или подвешенных тут и там мешков с полезным добром.

ALNrKBe

Примерно также дела обстоят и с опытом, который тратится на изучение новых навыков Лары, состоящих из трех групп – группы выживания – умело находить спрятанные предметы и получать больше опыта и, внезапно, запчастей с убитых животных и птиц; группы вооружения, позволяющей апгрейдить пушки на более крутые стволы и нести больше боеприпасов и группы навыков боя, где Лара может ранить противника стрелой в колено (взгляд в сторону Скайрима) или наносить серьезные увечья ледорубом, который убивает все живое в ближнем бою с одного-двух ударов. И все эти смертоносные навыки наша девочка терпеливо штудирует и доводит до совершенства только возле костров-чекпойнтов, где можно и сохраниться перед бурей, и обучиться многому новому и даже пересобрать или улучшить свое и без того нехилое вооружение. Костры, к тому же, еще позволяют беспрепятственно перемещаться между локациями, что делает их такими «волшебными» кострами и намного облегчает поиск предметов. Но что уж точно не то, что облечает поиск всего-всего, что есть на карте, но и подсвечивает абсолютно все возможные достопримечательности, включая и вражеских солдат и любые другие тайники, так это «инстинкт выживания» мисс Крофт, включающийся всего одной кнопкой и без какого-то лимита использования. После этого, я думаю, Джеймс Бонд сразу же должен подать в отставку с кучей других популярных героев, ведь все гаджеты, которые они используют, ничто по сравнению с такой читерской способностью незванного гостя этого затерянного «рая».

079f632d525b8de94913c57dbaa

Но вернемся к нашему исследованию мира, остров Яматай все-таки довольно немаленьких размеров и по всему ему разбросано немало разных странных вещиц – то ветхих документов японских солдат времен второй мировой, то дневников «братвы» и Матиаса, то очерков самой Лариной команды. Помимо документов, которые хранятся в особых таких шкатулочках, на острове также очень много других разных артефактов, будь то золотые монеты, театральные маски, древние сосуды для еды и воды, веера, кисеты и другой утвари. Все это Лара бережно находит, счищает с них пыль и забирает себе – все-таки дух археолога в ней жил, жив и будет жить еще долго. Помимо разных ценностей на просторах Яматая можно обнаружить и пещеры, ведущие к древним гробницам, которые так приятно «расхищать» или можно лазить в свое удовольствие, зажигая огонь около статуй Будды, разоряя орлиные гнезда, ощищая пляжи от взрывоопасных мин, находя съедобные грибы, уничтожая гербы или плакаты прежних обитателей бункеров или, если все надоест, просто охотится на дичь, представленную на Яматае тремя видами – птицами, крупными животными вида оленей и кабанов и мелкими грызунами типа кроликов или куриц. Нет, нет «курощупа» ты при всем желании не получишь, но если в тебе бъется душа охотника, то почему бы и нет. И все это собирательство не раз заставляет вспомнить теплым словом сагу об ассасинах и им подобных, только там это все происходит в душных городах, а здесь на лоне природы.

tomb-raider-2013-wallpaper-7

И эта природа, эта неимоверная, непередаваемая красота – главное и основное, почему стоит ворваться в новые приключения Лары. Потому что эти бесконечно красивые леса, то тенистые и светлые с приходом утра, то, наоборот, жуткие и пугающие в безлунную ночь, эти величественные горные храмы, перед которыми человек – всего лишь жалкое создание на фоне этих громадных каменных махин, эти разветвлённые пещеры с узкими, кое-где осыпающимися проходами, эти ржавые бункера с заросшими мхом орудиями, эти радиовышки, дребезжащие и трясущиеся в круговерти снежного бурана, эти кое-как наспех сделанные из ящиков, фанер, листов железа и обмотанные колючей проволокой трущобы, эти горные пролеты, каскады и водопады, эти гигантские остовы кораблей разных сказаний и эпох, начиная от португальских галеонов и заканчивая военными судами, разломленными надвое и стоящими здесь на вечном приколе, эти полыхающие в рассвете и закате кряжи, крепости и руины – настолько шикарны, что словами не передать и малой толики их очарования. Как и очарования новым обликом мисс Крофт, когда любой мало-мальски значимый порез немедленно отображается на ее теле, а одежда в конце «крестового похода» буквально измочалена в лохмотья.

Tomb_Raider_2013_[RUS_ENG]_[L_Steam-Rip_Preload]_1362461739-667573

И всем этим реально восторгаешься не «понарошку» а с любопытством нечаянно забредшего путника хочешь все потрогать и ко всему прикоснуться, а кое-что даже и забрать на память, жаль только, что все остальное в игре выполнено не на столь потрясающем уровне.
Новая Лара соткана из противоречий и чем-то напоминает подростка, когда две стороны одной медали постоянно противоречат друг другу. Но проходят годы, и из вздорных, шумных ребят порой вырастают прекрасные принцы и принцессы. Вот и я желаю, чтобы у мисс Крофт наступило такое светлое будущее

Tomb-Raider-tomb-raider-reboot-31770161-1920-1080

П.С. Мне новый перезапуск Лары доставил море удовольствия, не без острых подводных камней, конечно, но игра получилась на диво отличной. А про всевозможные проблемы и пробелы в первом приключении мисс Крофт не упомянуть было нельзя ввиду их огромного многообразия.
Tags: .платформа: pc, .платформа: ps3, .платформа: x360, .содержание: картинки, .форма: обзор, tomb raider, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments