Ийона Тихая (ijona_tihaja) wrote in gamer,
Ийона Тихая
ijona_tihaja
gamer

Category:

Перформансы в онлайновых играх (Часть 4)



Закончила начатый давно перевод статьи Матиаса Янссона о перформансах в играх. С предыдущими частями перевода можно ознакомиться здесь: часть 1, часть 2, часть 3.

Кроме того, опубликовали мою собственную статью на эту тему: Перформансы в онлайновых играх. Частично она пересекается с переводом, но в нее вошел и материал, которого там не было.

Четвертая часть перевода - под катом:

Рейне Штраус и Катрин Исбистер

Рейне Штраус и Катрин Исбистер в 2004 году провели перформанс под названием СимБи (SimBee). Художники говорят, что это пародия на инсталляции художницы Ванессы Бикрофт, созданная в игре The Sims(14). The Sims - игра-симулятор, в которой пользователь может создать собственную семью и поселить ее в одном из домов виртуального города. Основная задача - сделать так, чтобы все члены семьи были счастливы и довольны. Игра напоминает продвинутый кукольный дом, только виртуальный. А Ванесса Бикрофт - итальянская художница, которая проводила в музеях перформасы с участием полуобнаженных моделей: они позировали в выставочном пространстве, подобно живым куклам Барби. Бикрофт работает на стыке моды и искусства и часто исследует то, как мы видим людей. В "СимБи" Штраус и Исбистер воспроизвели инсталляцию Ванессы Бикрофт в виртуальной галерее, но через некоторое время модели-симы начали жить своей собственной жизнью и перформанс принял разрушительный характер: начались пожары, драки, насилие. В одном интервью Ибистер объясняет, почему она и Штраус решили использовать в своем перформансе видеоигру:

"Игры предполагают наше участие и задействуют воображение - мы действующие лица в виртуальных пространствах, и эти миры такие пластичные, податливые. Это среда, чрезвычайно эффективная в исследовании проблем репрезентации, идентичности, контроля над нашими образами, а также проблем эстетики и того, как наши чувства формируются контекстом восприятия искусства. Сама по себе The Sims - мир, который вовлекает в эти исследования массы обычных пользователей, так что игра была готовым полем для экспериментов"(15).




Рейне Штраус и Катрин Исбистер, СимБи (2004), по мотивам перформанса Ванессы Бикрофт


Другой художник, который работал с The Sims, - американец Калеб Ларсен. Он не воспроизводил уже существующий перформанс, а создал новый, с виртуальной версией себя в главной роли. Калеб реконструировал в игре - насколько технология The Sims это позволила - свою жизнь, семью, квартиру и окрестности. Он также создал аватар, виртуального персонажа с жизнью, похожей на его собственную. Перформанс, озаглавленный как Симулякр (The Simulacrum), был проведен в галерее «Тьяден» в Корнелльском университете. В течение недели, с 9:00 до 16:30, Калеб играл за свою виртуальную копию в мире The Sims. Во время выставки он фиксировал свою жизнь в блоге, публикую скриншоты и видеозаписи из игры. На своем сайте Калеб объясняет, что его вдохновили художники Аллан Капров и Техчин Се(16). В шестидесятых Карпов проводил хэппенинги наподобие "Восемнадцать хэппенингов в шести частях" (Eighteen Happenings in Six Parts), где аудитории предлагалось разделить с ним опыт повседневных действий(17). Американский художник Техчин Се также смешивает искусство и реальную жизнь. Он провел два "Годовых перформанса" (One Year Performance)(18), в которых он в течение одного года жил по определенным правилам. Например, ему нельзя было заходить в дома, разговаривать, заниматься искусством и так далее. В "Симулякре" Ларсена искусство и жизнь тоже смешиваются, только в данном случае это виртуальная жизнь. И в течение недели публика могла принимать участие в виртуальной жизни художника.


Марк Бизли и Пиппин Барр

Художнику не обязательно использовать существующие видеоигры или онлайновые миры, чтобы поспроизвести известный перформанс, - всегда есть возможность создать собственную игру. Американский художник Марк Бизли разработал в 2007 году Vito Acconci (The video game) - серию из трех новых видеоигр, в которых игрок может воспроизвести знаменитые перформансы Аккончи, такие как Грядка, Центры и Слежка(19). В этих играх перформанс воссоздает не Бизли, а игрок. С помощью контроллера Wii Remote пользователь может сыграть за Вито Аккончи. Например, в "Слежке" Аккончи в течение месяца выбирал на улице случайных прохожих и следовал за ними, пока они не входили в частное пространство(20). В игре Бизли тоже нужно следовать за прохожим, а если расстояние до него слишком большое, вы проигрываете и приходится начинать снова.




Марк Бизли, Vito Acconci (The video game) (2007) – скриншот из Слежки


В видеоигре The Artist Is Present ("В присутствии художника") Пиппин Барр воспроизвел одноименный перформанс художницы Марины Абрамович, который состоялся в 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Как и в играх Бизли, графика очень простая и напоминает старые 8-битные игры времен восьмидесятых. В перформансе Абрамович мало что происходило - люди часами стояли в очереди ради возможности посидеть две минуты за столом напротив художника. Соответственно, и игра в основном состоит из ожидания - ожидания, пока музей откроется, ожидания в очереди, чтобы встретиться с художником с глазу на глаз. С другой стороны, ожидание - важная часть нашей жизни, которую Сэмюэл Беккет так хорошо описал в пьесе "В ожидании Годо". И Барр, описывая свою игру, говорит:

"Ожидание - это такое табу в играх ... его считают таким негуманным, а между тем в жизни оно занимает огромное место. В той мере, в какой мы хотим, чтобы игры были (иногда) "о жизни", ожидание - игра по правилам"(21).



Пиппин Барр, The Artist Is Present (2011), по мотивам перформанса Марины Абрамович в Музее современного искусства в 2010 году


Вывод

Начиная с шестидесятых художники-акционисты пытались исследовать и находить новые группы и площадки за пределами устоявшихся художественных институций. С развитием Интернета и онлайновых миров художники начали использовать аватары, чтобы устраивать перформансы и общаться с новой публикой по всему миру. Джозеф Делаппе пытается в своих перформансах установить диалог с геймерами, вторгаясь в иллюзию игры и разрушая ее. Ева и Франко Маттес и другие художники воспроизводят в цифровой среде классические пионерские работы шестидесятых. Значительная часть перформансов из реальной жизни исследуют тело, а также условности и табу, окружающие взаимодействия между людьми. Многие из этих классических перформансов, которые современные художники воспроизводят в онлайновых мирах, были основаны на тактильном контакте и стремились впечатлить или шокировать публику. Но в виртуальном мире другие правила и мы ведем себя иначе, так как мы знаем, что это только вымысел. Можно стрелять в людей, разгуливать голым и делать прочие вещи, которые в реальном мире вызывают у окружающих шок. Этот новый контекст придает перформансам новый смысл. Вместо того чтобы нарушать правила поведения человека, многие из онлайновых перформансов пытаются нарушить правила игры. Так, Делаппе нарушает иллюзию, в которой находятся игроки, напоминая им, что за пределами виртуального мира идет настоящая война. Игра Пиппина Барра The Artist Is Present преимущественно состоит из ожидания, что нарушает фундаментальное правило игр. Если в реальной жизни перформансы в основном о наших телах, то онлайновые перформансы больше направлены на разрушение иллюзии и правил виртуального мира или игры, чтобы дать нам понять, что мы находимся в искусственном мире.

===

В заключение хочу сказать, что лично у меня все эти перформансы вызывают ощущение чего-то достаточно сырого, находящегося на стадии эксперимента. Но то, что такие эксперименты проводятся, любопытно. И хорошо.

О существовании онлайновых перформансов я узнала, когда фантазировала о гильдии мучеников. Мне представилась большая по численности гильдия, состоящая из высокоуровневых персонажей в крутом шмоте, которая в какой-нибудь игре типа Айона регулярно выходит на спорную территорию, встает на колени и сдается врагу без боя. Естественно, такое странное поведение не остается незамеченным - над гильдией мучеников смеются, выдумывают ей обидное название, обсуждают на форумах и так далее. В общем, она становятся легендой сервера.

Я поняла, что гильдия мучеников выходит за рамки обычного флэшмоба, так как требует много времени и очень отстраненной позиции по отношению к игре, к тому, что в ней принято. Это нечто более "идейное", чем флэшмоб, - скорее художественная акция. И поиски показали, что таки да - перформансы в онлайновых играх существуют, но размах не такой, как мне рисовалась в мечтах.

К сожалению, авторы перформансов-интервенций в играх больше внимания уделяют манифестам, чем реальному воздействию на публику. Например, есть группа, выступающая против конфликта Орды и Альянса в Варкрафте, однако на ее сайте больше информации о выступлениях на фестивалях, чем о реакции рядовых геймеров. Остается только надеяться, что когда-нибудь появятся художники, которые попытаются и в самом деле влиять на глобальную ситуацию в играх. Было бы круто.
Tags: .рубрика: ММО, .рубрика: игры как искусство, .содержание: перевод, .форма: аналитика, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments