Недавно на Полигоне воспылал очередной костёр уязвлённой праздности. На этот раз священная война лентяев разгорелась вокруг замечательных иллюстраций к грядущей Dragon's Crown от студии Vanillaware.
Как вы догадываетесь, дорогие друзья, целью праздной агрессии стали изображения персонажей-девушек. Чего только не увидели разгневанные языки в этих причудливо несоразмерных формах: и вопиющий сексизм, и мизогинию, и посягательство на священную корову толерантности. Что, де, в таких гипертрофированных контурах воплощено презрение к женщине и страх перед оной.
Причём пишут, преимущественно, парни. Один из них заявил (подозреваю, в момент заявления его упрямый подбородок был устремлён супротив ветра, а кудри пафосно развевались):
"The fact of the matter is, people do care. Women feel excluded from participating in the fandoms they enjoy because of these attitudes. They feel as though they can’t take part because of the way they’re treated just by virtue of being female."
Серьёзно?! Признаться, я сразу вспомнил об адептах двенадцатигендерной теории, которые настойчиво требуют, чтобы в общественных местах, помимо мужского и женского, появился третий сортир – для оставшихся десяти полов. Нет, ну честное слово! People do care, потому что людям совершенно нечем заняться, и дремучая лень (в том числе, лень интеллектуальная, лень чувственная) настолько обостряет их дефицит эмоций, что они готовы погружаться в самые мрачные бездны баттхёрта и мракобесия.
Друзья, это мир видеоигр! Частичная сексуальная объективация здесь – явление распространённое, и отнюдь не отменяет чувственности и личности героя. Более того, игровые персонажи не обязаны следовать букве фотореализма. На Натане Дрейке и Гордоне Фримене свет клином не сошёлся. Если мы каждое проявление гротеска в игровом дизайне будем относить к ненависти и дискриминации, то нам нужно будет отправить в нравственный утиль большинство героев, причём, в первую очередь, мужчин.
Как насчёт Кратоса, чья мышечная масса, пышущая маскулинность на голову превосходит таковую не только у реальных геймеров, но и реальных мужчин вообще, и чья талия тоньше, чем у бабушки Шер? Как насчёт финалочного Сефирота, кастельванийского Алукарда и других, вторящих им, утончённых, феминистичных аристократов, которых так любят прекрасные барышни? Может, стоит объявить дизайнеров этих героев мужененавистниками? А как насчёт Глобокса, приятеля Рэймана? Это же форменное издевательство над лягушками! Защитники прав животных должны возопить и немедленно предать Мишеля Анселя огню!
Да и зачем ограничиваться видеоиграми? Пойдём дальше! А ну, как обстоят дела с мизогинией и политкорректностью у Рубенса?
А у Пикассо? Всех их, человеконенавистников и мерзавцев, предать анафеме!
И никому из форумно-блоговых церебральных лентяев не приходит в голову, что художник использует гиперболу, в том числе, и в попытке поймать красоту, свежесть, другую эстетику, близкую его собственному сердцу. Так как там насчёт толерантности, а?
На мой взгляд (безусловно, это взгляд девиантного фетишиста и человека с больной головой, но это взгляд мне дорог!), иллюстрации в Dragon's Crown чудесны. Я обожаю художественный стиль Vanillaware - и не только за то, что "ванилью" здесь и не пахнет (если вы понимаете, о чём я). Далеко не всегда их персонажи имеют ярко выраженную сексуальную направленность, как здесь, однако единая уникальная стилистика сохраняется повсеместно. Герои Сферы Одина, Мурамасы и Зловещего Гримуара абсолютно очаровательны, волшебны, загадочны.
Они словно сошли со страниц книжек с детскими сказками. Их облик не выхолощен до пустышки-симулякра (как это, увы, часто случается в мангообразной живописи). В них пульсируют многочисленные художественные стили, в них есть особая, настоящая живость, их хочется разглядывать и угадывать.
Конечно, наши скандальные Амазонка и Волшебница (равно, кстати, как и их остальные коллеги, про диспропорции которых, почему-то никто не заикается) пришли явно не из детской книжки, однако ощущение волшебства трепещет и в них. Просто это волшебство чуть ироничнее. Плюс, обратите внимание, гипертрофированность черт здесь напрямую связана с особенностями анимации в игре (традиционно, как и в других играх Vanillaware, здесь движение задаётся не всему спрайту персонажа целиком, а отдельным его частям), а также геймплея.
Как и, скажем, в Байонетте, здесь нужно очень много размахивать конечностями, поэтому (как, опять же, в Байонетте) эти конечности сильно укрупнены. И если в статике такое смотрится гротеском, в стремительной динамике битвы – органично. Кстати, все мои знакомые барышни, игравшие в Байонетту, исключительно одобряли гротескный sex appeal ведьмы. Почему-то, прекрасных дам совершенно не уязвляли ни удлинённые ноги с руками, ни вызывающее, на грани фола, поведение, ни разнузданный стиль боя. Да и с какой, собственно, стати? Байонетта – игра об изяществе, свободе, насмешке над неуклюжестью и моральной косностью противника. Dragon’s Crown – игра о мифопоэтическом, гротескном средневековье, могучих героях, побеждающих чудовищ. Посмотрите на скульптуры, украшающие фасад собора Парижской Богоматери. Средневекового гротеска и макабрической карикатурности там хоть отбавляй. Так почему бы героям нашей игры не быть в ключе?
Конечно, по большому счёту, всё, о чём мы тут говорим – дело вкуса. Можно просто сказать: мне не нравится этот дизайн, потому что он некрасивый, и душа к такому не лежит. И это будет естественно: только благодаря многообразию интересов и вкусов человеческая культура становится богаче. Но вопли о дискриминации… простите меня, но это мракобесие – дитя безделья.
Когда игра, наконец, выйдет, и мне самому представится возможность побездельничать (и помракобесничать), я возьму Амазонку первой. Ибо лапуся.
Community Info