У меня в связи с этим есть одно опасение. Видеоигры - уже вид творчества, который архивируется только силами энтузиастов и не полностью. Архивирование видеоигр представляет собой большую специальную проблему. Вот примеры работ на эту тему: 47 страниц, 27 страниц (обе ссылки - PDF). И практически всё, что сказано про видеоигры, может быть сказано и про другие интерактивные виды творчества, состоящие из нелинейного процесса, основанного на некотором софте.
Проблемы архивирования интерактивных произведений следующие:
- Устаревание платформ: Нужно или поддерживать в рабочем состоянии старые компьютеры и отжившие версии ОС, или эмулировать старые платформы, или мигрировать софт на новые платформы - без потерь!
- Закрытость: Очень мало игр производятся с открытым кодом и ресурсами, и почти всё это - небольшие независимые проекты. В остальных случаях мы можем сохранить мегабайты, составляющие произведение, но не можем внести изменения и, например, адаптировать произведение для проигрывания на современной платформе. Не говоря уже о том, что каждая игра и каждое интерактивное произведение - результат большого труда, который, дождавшись перехода в общественное достояние, мог бы сильно обогатить культуру.
- Серверная зависимость: Некоторые игры и интерактивные произведения полагаются на сервера своих создателей. Зачастую клиентская часть программы просто не обладает всем произведением, лишь подгружая ресурсы с сервера. В этом случае мы не можем даже сохранить мегабайты, составляющие игру - просто потому что вся игра есть только у её создателей.
- Воспроизведение опыта: Некоторые игры и интерактивные произведения представляют из себя скорее опыт, процесс, включающий сообщество, поддержку издателей и многое другое. Если поднять сервер WoW в далёком будущем, то пока не заселишь его игроками с примерно той же культурой, что у нашего современника - процесс игры в WoW не будет воспроизведён. Сохранить это можно, пожалуй, только с помощью традиции Let's Play - то есть записывая опыт, пока игра "жива".
- Отслеживание обновлений: В "опыт" многих интерактивных произведений входит также поток обновлений. В MMORPG добавляются новые предметы, зоны и классы. В интерактивные приключения - новые варианты развития событий, учёт новых деталей. Даже неинтерактивные цифровые книги могут обновляться без ведения истории изменений, например, в ролевой книге могут исправляться и дополняться правила (вы даже не узнаете, какие изменения были внесены). Если не отслеживать обновления, то самостоятельные версии произведения, подобные книжным изданиям, могут потеряться. Не говоря уже о том, что обновление может и удалять материал.
- Легальность: С точки зрения современного законодательства бОльшая часть деятельности по архивации всего, что не является бумажной книгой - нелегальна. Надо сказать, что когда зарождались библиотеки, практику "давать почитать на время" тоже пытались выставить как нелегальную. Но пока мы находимся в переходном периоде, этот абсурд - наша юридическая действительность.
- Избыточность: Игры и интерактивные произведения выходят в таком количестве и зачастую в таком сомнительном качестве, что задаёшься вопросом - а стоит ли сохранять все? Кому завтра понадобится сегодняшний шлак? Неужели нужно хранить каждый "Hello, world" и каждый клон фермы? Сказать по правде, археологи очень заинтересованы даже в мусоре, которому более тысячи лет: он много может рассказать о быте, что не расскажет высокое искусство. И всё же библиотечные ресурсы ограничены, потребуются критерии приоритетности.
Так пропадают сотни игр, из которых 99 может и шлак, но одна - это потерянная жемчужина, будто навсегда утраченная книга. Это не шутка: мобильные игры зачастую не успевают оставить о себе даже обзора на память. Сколько на GameFAQs или AppAnnie страниц об играх, о которых известны только название, описание и иконка, а сыграть в них не доведётся уже никогда, никому. Интерактивные произведения могут придти к тому же, если они так же будут полагаться на закрытый софт и подпадать под законы о цифровой информации, а не литературном наследии.
Библиотекари мира уже готовы, а зачастую даже подкованы в хранении цифровых произведений. Но увы, дело не за тем, чтобы предложить владельцам интеллектуальной собственности что-то выгодное в обмен на сдачу на хранение их собственности. Дело в культуре, в вере, что обладание исключительными правами на информацию - ключ к успеху. Разбить эту культуру куда сложнее, чем найти финансирование для программы хранения интерактивных работ.
Community Info