городской волколис (wolfox) wrote in gamer,
городской волколис
wolfox
gamer

мне снился сон: я был мечом, или обзор fire emblem awakening

"Bonds of people is the true power."
(Persona series)

"Even those who are gone are with us as we go on,
Your journey has only begun.
Tears of pain, tears of joy, one thing nothing can destroy -
Is our pride deep inside: we are one."
(The Lion King 2)

Существует несколько игр, которые я, пройдя примерно до середины, взялась переигрывать с самого начала. Осознав, что сделанные в процессе выборы напрочь запороли возможность получить желаемую концовку, или пожалев о каких-то конкретных действиях. Например, Soul Nomad: The World Eaters.

Существует несколько игр, которые я, успешно закончив, тут же, как в омут головой, бросалась проходить заново. Ради другого финала, ради другой истории. Например, Dragon Age Origins.

И, наконец, существует игра - пока что только одна - пройдя которую, дождавшись законных титров, я решительно нажала на New Game. Даже не отвлекаясь на чашку чая и бутерброд, даже не передохнув. Не ради нового варианта концовки, не ради попытки прожить ситуацию как-то иначе. Просто потому, что мне снова хотелось в этот мир. В мир, где звенят мечи и копья, где перья на крыльях пегасов ерошит ветер, где по утрам рычат виверны, ожидая кормежки, а по вечерам к шатру дружественного темного мага слетаются вороны. В мир волшебных драконов и кроликов-оборотней, колдунов и рыцарей, верных товарищей и семьи, которая - навсегда. В Fire Emblem Awakening.



Вероятно, тут следовало бы сделать отступление, рассказать о других представителях серии, о длинной ее (серии) истории... Но для меня, как и для многих других владельцев 3DS, Awakening стал первой игрой линейки Fire Emblem. Поэтому я ограничусь краткой информационной сводкой. Генри, наколдуй что-нибудь, чтобы мой голос звучал на весь лагерь! Очень хорошо. Кхе-кхе. Итак, действие игры начинается через две тысячи лет после событий Fire Emblem: Shadow Dragon, в королевстве Илисс. Королевством правит регент Эммерин, юная, верящая в добро и справедливость, но далеко не наивная девушка, получившая титул после смерти родителей - пятнадцать лет назад, когда ей едва-едва исполнилось десять. Ее младший брат Кром руководит отрядом Shepherds, "Пастухов" - добровольцев-воинов, которые защищают мирных жителей от бандитов, ему помогает Лисса - самая маленькая и неугомонная из правящей семьи.

Главные действующие лица представлены, сцена освещена, Генри, спасибо, можешь отменить магию, а то у меня уже горло болит, а грифоны в загоне беспокоятся. Генри! Что значит "оно само пройдет через два часа"? Что значит "ну так же забавнее"? Следующую битву будешь наблюдать со скамейки запасных! О. Вот так-то лучше.

Нет, я не знаю, что такое скамейка запасных. Само как-то в голову пришло. Поищи в книгах у Мириэль.

Кхем. Ладно. Собственно говоря, вы - Аватар, как называют главного героя википедии и зарубежные обзоры, и вы можете быть кем хотите. Нет, правда - кем хотите. Пол, внешность - это выбираете сами. Класс, правда, изначально фиксирован - Tactician, но с помощью особого предмета Second Seal по достижении 10 уровня вы можете сменить его практически на любой другой: стать хоть пегасьим всадником, хоть темным магом, хоть фехтовальщиком. Впрочем, менять совершенно необязательно: Tactician и его продвинутый вариант Grandmaster - сильный стихийный маг, умеющий при необходимости сражаться и мечом.

Вышеупомянутые Кром и Лисса находят вас без сознания в поле. Все, что вы помните - это свое имя, да еще что-то вроде смутного сна: будто вы, сражаясь с кем-то в темном плаще, вдруг направляете заклинание-молнию прямо в грудь человеку, подозрительно похожему на Крома. Впрочем, это воспоминание тускнеет с каждой минутой. Наверное, глупый кошмар. Зато вспоминаются боевые навыки, умение разумно распоряжаться солдатами на поле битвы, логика сражений; и через некоторое время, перезнакомившись со всеми Пастухами, вы официально становитесь их главным тактиком.



А что дальше? Дальше, как водится, война, сражения, минуты-недели... годы?... передышки - и снова война. Сюжет кажется прямым, как стрела, но если, прочитав предыдущий абзац, вы мрачно ухмыльнулись "знаю я, чем это дело кончится" и "опять беспамятный герой, да что ж такое" - поверьте, он вас удивит. Очень сильно. Спорю на три золотых, выигранных в кости у Лиссы. Нет, я не играю в азартные игры с несовершеннолетними. И вообще она первая предложила. Фредерик, отстань, иди ужин готовь лучше.

Собственно, Фредерик - это зануда-рыцарь, считающий своим священным долгом опекать Крома и его сестренку, Генри - тот самый темный маг, одержимый кровью ("mmm, blood!") и всяческими странными идеями, Мириэль - это магичка, которая даже приглашение к завтраку формулирует как "Рекомендую вам пойти и восполнить запас калорий, потерянный во время вчерашней тренировки, иначе, полагаю, вы в течение пяти-восьми часов можете значительно ослабнуть"... Не буду перечислять всех: их много, очень много, и вся эта банда рано или поздно становится вам, натурально, семьей. Вот, посмотрите на картинку (увеличение по клику). Это еще не все party members: не указаны DLC, Spotpass и несколько "секретных" героев. Большинство РПГ, где участников тусовки от силы 10-15, обычно меньше, нервно курят в сторонке у коновязи. И все эти ребята - настоящие, живые, со своими продуманными историями, характером и стилем общения.



Слово "семья" я употребила не просто так. Опять же, во многих новомодных РПГ есть возможность найти своему альтер-эго любовь, пару, жениха\невесту, называйте как хотите. Есть она и здесь. Но - сделайте паузу, вчитайтесь, вдумайтесь - эта возможность есть и у всех остальных членов вашей банды. У всех. Вообще у всех.

Отношения между героями градуируются по нескольким ступеням: С, В, А, где C обычно - осторожное принюхивание-привыкание друг к другу, а A - "друзья навек, пошли вместе выпьем". Но для пар "парень-девушка" - для большинства - есть еще следующая ступень, S. Обозначающая, как вы уже поняли, любовь и брак. Нет, нетрадиционных пар тут нет, можете выдыхать. "Прокачиваются" отношения в том случае, если двое бойцов сражаются вместе (стоят бок о бок на поле битвы, или, что практичнее и быстрее, используют опцию Pair Up - объединиться в крохотный "отряд"). Все логично: зачистили на пару логово бандитов, несколько кладбищ с зомбями - вот уже и отношения улучшились. Даешь боевых партнеров!



И да, вы можете устраивать отношения своей "команды", и, честное слово, это чертовски интересно и затягивает. Этакий мини-симулятор "наладь дела сердечные у своего лучшего лучника", встроенный в игру. При этом функцию он выполняет отнюдь не декоративную: напарники, у которых отношение друг к другу А или S, бафают друг друга достаточно неплохими усилениями в начале боя, помогают в атаке, защищают партнера от ударов противника (опция "оттолкнуть с линии огня" - т.е. ни один, ни второй повреждений в итоге не получают). Именно команды S-уровня становятся, в итоге, вашей основной пробивной силой.

(Как сказал один англоязычный обозреватель, я же повторю за ним: "в других играх я фармил ради опыта, денег, трофеев. В этой игре можно фармить ради обручального кольца".)

А что же сам бой, в РПГ-то? А он красив, интересен и захватывающ. Идеальная для тактических РПГ комбинация: плоская-вращающаяся карта поля битвы, походовой, разумеется, битвы, которая при столкновении двух отрядов немедленно переходит в вариант "красивейший и эффектнейший бой, вид со всех сторон, можете повертеть камеру, можете затормозить время или вообще остановить кадр". И за этими короткими трехмерными (да-да, тройка в названии "3DS" тут трудится на полную катушку) схватками можно наблюдать вечно. От них не устаешь. Вот пегас одним взмахом мощных крыльев уворачивается от огненной стрелы. Вот виверна длинными когтями блокирует удар вражеского меча - а ее всадник уже заносит над головой топор для финального броска. Вот девушка-манакет, дракон-оборотень, принимает свой истинный облик, легко кувыркаясь в воздухе. Вот партнеры, вступая в битву, подбадривают друг друга короткими возгласами. Вот Кром после удачной атаки вонзает меч в землю, вот Фредерик на своем тяжелобронированном коне разгоняется, чтобы втоптать противника в окружающий пейзаж, вот Генри смеется над трупом врага... Это, повторюсь, очень красиво. Такими и должны быть РПГ-пошаговые битвы: зрелищными, разнообразными, никогда не надоедающими.

Проблема в том, что скриншотами этого не покажешь. Поэтому выложу два видео.

Первое - официальное, представляет собой один из первых боев (плюс карта и передвижение по карте, плюс все фишки интерфейса).



Второе - неофициальное, нарезка Combat Montage под развеселую музыку. Немного спойлерно, но лишь немного: представлены там исключительно DLC и SpotPass бои, большинство бойцов также оттуда, никаких сюжетных схваток.



Сложность боев настраиваема: от легкого до сложного, от кадета до генерала. Также присутствует хардкор-опция - персонажи, погибшие в бою, погибают "насовсем", появляясь только в небоевых диалогах; если таким образом умрут Аватар или Кром - игра закончится. Для тех, кто предпочитает возможность пожертвовать парой отрядов, но выиграть военную операцию, есть вариант "хардкор офф" - герои, потерявшие все "хиты", лишь "отступают" ("I have to retreat"), и к следующему сражению снова целы и невредимы. Впрочем, условие "если погибнут Кром или Аватар, вы проиграли" остается прежним.

Помимо битв, разумеется, будут разговоры, сценки, приключения и выборы - то, что, собственно, и двигает сюжет. Сценки подразделяются на два типа: рисованные (пятерка с плюсом художникам) и на движке игры. Вторых больше, выглядят они вполне на уровне, подкреплены портретами персонажей, показанными в диалогах; и, например, сцена объятий матери и дочери, пусть и не отрисована отдельно, но наверняка заставит вас восшмыгнуть носом. И не раз.

Матери и дочери? Это отдельная история.

В большинстве РПГ мы сражаемся если не против конца мира, то против как минимум достаточно глобального ужаса. Ну в самом деле, кто станет играть ради спасения двух грядок брюквы и стада свиней? Цель нужна. В Fire Emblem она есть... но не только.

Да, сражаемся мы во имя того, чтобы апокалипсис не наступил. Есть только одна проблема... Он уже наступил. В будущем.

Уже произошло то, с чем мы, вся наша банда, так упорно бились. Уже восстало чудовище, огромнее городов и лесов, от одного взмаха крыльев которого пересыхают реки. Мы мертвы там, в этом жестоком будущем, погибли в бесполезной борьбе.

...Но остались дети. Наши дети. Уже не дети - подростки, юноши и девушки, выжившие в этом апокалипсисе, с малых лет видевшие такие ужасы, которых в обычном мире не увидишь и за жизнь. И они, найдя какой-то способ, приходят к нам из будущего - в прошлое, туда, где их отцы и матери едва ли не младше их самих, почти на двадцать лет назад, где они сами еще не родились. Приходят, чтобы помочь. Чтобы спасти. Чтобы как-то изменить неподатливую судьбу, пусть даже мир, откуда они явились, перестанет существовать - лишь бы выручить, вытянуть из лап смерти этот. Этот - и родителей. Обалделых, удивленных, таких молодых еще родителей, которые еще не привыкли к мысли, что этот хмурый юноша - их сын, а девчонка со шпагой - дочь.



Они привыкнут. И будут сражаться бок о бок - во имя того будущего, которое не наступало, но в которое они все так отчаянно верят.

Это, на мой взгляд, просто замечательный ход даже не конем - ферзем, королем, всеми фигурами на доске одновременно. Такого сюжетного поворота не встречалось еще нигде. И такого игрового решения ситуации "родители-дети" - тоже. Были декоративные детишки в том же Skyrim или Fable 3, были совсем-совсем декоративные (предмет в инвентори) детишки в Baldur's Gate 2... Много всего было. Но я не припомню, чтобы вашим бойцам давали сражаться плечом к плечу со своими сыновьями, дочерьми, и даже внуками (внук один и опционально). Чтобы показывали, как между взрослыми детьми и юными родителями строится хрупкое понимание. Чтобы делали линию семьи одной из основных в сюжете - и чтобы это вызывало исключительно восхищение.

У Аватара, кстати, если он найдет свою любовь (а не найти сложно, выбор на самом деле огромен) - тоже будет наследник, дочь, если Аватар мужского пола, и сын, если женского. Улыбчивый ребенок по имени Морган. И одна сюжетная линия Моргана стоит того, чтобы ее увидели. Впрочем, линии остальных детей: "Pega-Pony Princess" Синтии, трусишки Ярне, серьезной Не, волка-одиночки Джерома - тоже стоят. Не говоря уж о том, кто, собственно, собрал эту "банду второго поколения" и провел сквозь время и пространство... но это уже будет спойлер. Замолкаю, замолкаю.

Вообще разработчики, конечно, играют со спойлерами (и с наивными игроками, верящими в эти спойлеры) как хотят. Опенинг? Спойлер. Несуществующий. Два несуществующих. Нет, три. Первая же сцена игры - спойлер. Трейлеры?.. А потом, пройдя игру, ошалело мотаешь головой, мысленно говоришь создателям игры "дай пять" и осмысляешь все заново.

Вот опенинг, порадуйтесь. Там, кстати, видны мы, то есть главный герой. Можете угадать, где.



Впрочем, вернемся к собственно геймплею. Вообще Fire Emblem поражает множеством приятных и удобных "фишек": понятно, что игра делалась не для того, чтобы геймеры ломали приставки о головы окружающих, а для удовольствия. Например, опция "Barracks" ("Бараки", что очевидно, в смысле - ваш военный лагерь со всем его населением). Там можно посмотреть список отряда, узнав про них горстку забавных фактов: например, что Салли - последняя, кого можно подпускать к готовке, а Кром часто ломает вещи. Можно прослушать рандомные диалоги между различными бойцами. И в процессе (на нижнем экране) вы получите бесплатный совет или приветствие от кого-то из отряда: например, если вы играете более двух часов, торговка Анна может порекомендовать вам отдохнуть, а если вы включили приставку в два часа ночи - то кто-нибудь непременно заметит - "Аватар, ты еще не спишь? Ну, даешь."



Диалогов в игре очень много, если учитывать, что мужем и женой можно сделать множество пар (сами посчитайте количество вариаций на досуге, мне лениво), и для каждой пары разговор по достижении определенного уровня "доверия" будет уникален... А еще плюсуем сюда беседы с собственными детьми, и признания между самими детьми (да-да, эти ребята тоже вполне способны влюбиться в разгар боевых действий), и все прочие разговоры, доводящие отношения до А-уровня (наш Аватар, к примеру, может быть лучшими друзьями со всей командой) и перепалки на поле битвы, и мимолетные замечания в лагере... Их сотни. И это не считая сюжетных. Уж что-что, а терпеть молчание сопартийцев вам не придется.

Не придется и страдать от однообразия классов "файтер-клирик-маг-и-вор" - классов хватает. И обычных, и продвинутых (тех, в которые превращаются обычные по достижении 20 уровня и с помощью Master Seal). Те же пегасьи всадники, апнувшись до 20, могут стать Falcon Riders (всадники аликорнов) или Dark Riders (всадники черных пегасов). Есть уникальные, не-человечьи классы: это Manaketes, манакеты, девушки-драконы, более всего напоминающие Fairy Dragons из HoMM-серии, и кролики-оборотни Taguels. Кто сказал, что кролик - это маленькое, беленькое, пушистое и безобидное? А если оно ростом под два метра, с зубами длиной в ладонь, и одним пинком задней лапы отправляет в нокаут рыцаря в полном доспехе? Есть и другие нестандартные классы, например, боевой клерик - живая иллюстрация на тему "я добрая фея! - а почему с топором?! - вот видите, как мало вы знаете о добрых феях".



Интерфейс. Интерфейс интуитивен, практичен и удобен. Несколькими кликами меняется оружие у любого из трех десятков воинов, продается и покупается все, что угодно. Кстати, инвентарь наших бойцов заметно ограничен, но присутствует некий безразмерный Convoy (обоз?), куда можно пачками складывать все, натыренное по пути. А натыренного будет весьма много. Учитывая рандомно появляющиеся на карте отряды Risen (мелких зомби) - недостатка в трофеях наблюдаться не будет, да и в опыте тоже. Если же вдруг зомби бесславно кончатся - их можно вызвать обратно на карту с помощью специальной коробочки. В игре, кстати, отсутствует лимит опыта, что весьма забавно. Номинально-то он, конечно, есть: 20 уровней обычного класса и 20 уровней продвинутого у людей, 30 уровней всего у манакетов и тагелей. Но - фокус-покус, следите за руками - с помощью Second Seal вы можете превратить 20 уровень продвинутого класса обратно в 1 уровень продвинутого же. Без потери качества, то есть параметров. То же самое с классами-оборотнями: хотите - делайте из них продвинутые, хотите - после 30 уровня все той же Second Seal возвращайте на первый и качайте до упора. До тех пор, пока характеристики не перестанут расти, т.е. нужда в наборе уровней отпадет. Разве что для красоты.

Что дальше в классическом списке, музыка? Музыка отличная. Озвучка тоже: от предсмертных (или посмертных?) хрипов зомби до лошадиного фырканья, от хихиканья Лиссы до боевого клича Крома. На выбор, кстати, есть два варианта озвучки: английский и японский, на любой вкус, и мне, пожалуй, больше нравится японский. По крайней мере, голос главной героини там более приятный. А титры все равно на английском, разумеется.



Описывая Fire Emblem Awakening, поневоле становишься в тупик: наверное, надо упомянуть какие-то минусы?.. Надо? Минусы? Да нет их, минусов-то, в чем и проблема. DLC вот стоят денег, безобразие. Это минус, да? Но, во-первых, какие-то из них даются вполне бесплатно, а во-вторых, за эти небольшие деньги вы получите такое море удовольствия! Особенно эпизод с пляжем... куда же без пляжа? Ваших любимых сопартийцев покажут в купальных костюмах! Или праздник урожая, например. Кое-где в качестве награды вы получите карты с героями из старых Fire Emblem-игр, например, карту принца Марта, Роя или Микайи. Кое-где - опыт, или деньги, или интересные предметы... И, разумеется, к каждому DLC-эпизоду прилагается пара десятков веселых диалогов, несколько сценок и возможность поглядеть на старых знакомых с новой интересной стороны. В общем, это как-то даже не минус. Это ближе к "shut up and take my money". А кому не нравятся DLC, те спокойнейшим образом могут играть и без них.

И, казалось бы, надо подводить итоги - но какие итоги, когда вокруг расстилается обычная походная жизнь, и никуда от нее не скрыться: Синтия поддразнивает ушастого Ярне, Фредерик разводит огонь, не подпуская больше никого к этому священному делу, Кром и наемник Лон'ку тренируются в фехтовании, красотка Шерше нежно воркует со своей ездовой виверной, а темный маг Генри... Генри? Эй, кто-нибудь, посмотрите, чем там занимается Генри, и скажите ему, чтобы немедленно прекратил!

Из этой истории - сказки? легенды? истины? - не хочется уходить. Она слишком настоящая. И да, это однозначный претендент на звание игры года - не только на 3DS, но и в "общем зачете". Пусть у нее множество соперников, даже на своей же родной приставке; но для меня это однозначно игра года. Вероятно - это и к лучшему, правда? - она будет такой не единственной. Пусть: отличных игр много не бывает. И да, ради Fire Emblem Awakening стоит купить 3DS. Не сомневайтесь.



“We're not pawns of some scripted fate. I believe we're more. Much more... There's something between us all. Something that keeps us together... Like... invisible ties, connecting us.” - Avatar.
Tags: .платформа: ds\3ds, .содержание: видео, .содержание: картинки, .форма: обзор, fire emblem, nintendo, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments