Andy Jr (andyjr) wrote in gamer,
Andy Jr
andyjr
gamer

Как стать геймдизайнером

Этот вопрос задают себе многие геймеры, но, увы, немногим удается получить ответ. В интернете имеется множество статей на эту тему, я же хочу поделиться личным опытом и наблюдениями. Ибо 10 лет назад я тоже с большим трудом отрывал покрасневшие глаза от монитора, ложился в кровать и думал: «Как было бы здорово стать геймдизайнером!»
game-designer

Первым делом давайте разберемся, чем действительно занимается геймдизайнер.С точки зрения геймера ответ очевиден — геймдизайнер придумывает игры! Но это не совсем верно. Процесс придумывания действительно имеет место в работе геймдизайнера, однако на практике он является лишь небольшой частью общей работы, которую выполняет геймдизайнер. Давайте сравним геймдизайн с футболом. Только неопытный любитель может полагать, что смысл работы футболиста заключается в том, чтобы забивать голы. Ведь помимо этого нужно еще отдавать и принимать пасы, обороняться, отбирать мяч у противников, исполнять штрафные и угловые удары и даже защищать собственные ворота. Гол — это лишь финальный результат, полученный в результате упорной работы всей команды. А идея игры — это самое начало, фундамент, на котором строится игровой проект. Придумывание идей является лишь небольшой частью основной работы геймдизайнера.
Чем же он занимается все остальное время?

Обязанности геймдизайнера:
1) Придумывание различных идей, необходимых для создания игры.
Самая вкусная часть геймдизайна. Некоторых людей хлебом не корми - дай попридумывать идеи для игр. Но с профессиональной точки зрения для геймдизайнера гораздо важнее не просто придумывать, а отбирать лучшие идеи и объединять их в цельную концепцию.
2) Написание проектной документации
Да, именно этим геймдизайнер занимается большую часть времени в начальной стадии проекта. Каждый игровой механизм должен быть описан в мельчайших подробностях. Каждое непродуманное или неясное место в документации будет оборачиваться для программистов необходимостью переделывать работу или устранять баги.
3) Создание эскизов игрового интерфейса
Это весьма нетривиальная задача. В процессе разработки игры ни один элемент не подвергается таким большим изменениям, как интерфейс. Приготовьтесь к тому, что вам придется регулярно переделывать его в соответствии с последними изменениями в проекте.
4) Взаимодействие с командой разработчиков
Каждый участник проекта может по своему трактовать одну и ту же мысль, изложенную в документе. Геймдизайнеру необходимо контролировать, что разработчики понимают его документацию именно так, как нужно и при необходимости доносить информацию до каждого сотрудника в индивидуальном порядке.
5) Написание сюжета, диалогов и игровых текстов
У кого в школе была пятерка по русскому и литературе? Вам сюда! Вообще написание интересных текстов - это большая и трудоемкая работа, которая под силу далеко не каждому.
6) Расчет и балансировка боевой и экономической системы игры
Кто в школе любил математику? Есть возможность применить полученные знания! Правильно построенная экономическа модель - залог успеха современных онлайн-игр.
7) Разработка и внесение игрового контента в игру
Для того, чтобы сотни игровых предметов, персонажей, врагов, квестов, текстов и подсказок появились в игре, их необходимо туда внести, прописав им соответствующие параметры. Каждое изменение игрового баланса потребует редактирование этих параметров.
8) Дизайн уровней
Вы хотите создать красивый мир, населенный удивительными существами? Вперед! Почувствуйте себя господом богом, создайте твердь, поднимите горы, проведите реки, насадите леса. Заселите эти просторы сотнями различных монстров и персонажей. Прокляните шефа, когда тот попросит вас все переделать.
9) Тестирование игры
Не думайте, что этим занимаются одни тестеры. Только геймдизайнер досконально знает, как именно должен работать тот или иной игровой механизм, и только геймдизайнер может понять, что есть баг, а что — незапланированная фича (то есть игровая особенность).
10) Анализ проблемных мест игры и поиск решений по их устранению
Название пункта говорит само за себя. Этот процесс становится актуальным на финальной стадии разработки проекта, когда по результатам фокус-тестов становятся видны косяки, ускользнувшие от внимание в процессе разработки.

Столько разной работы, и все для одного человека? Ну конечно же нет! В зарубежных компаниях каждой задачей занимается отдельный геймдизайнер. Но ведь мы-то живем в России и работаем в русском геймдеве... Выходит, да, всем этим придется заниматься одному человеку — вам, если вы взялись нести нелегкое бремя геймдизайнера.
Если вы не передумали (а я в этом ни капельки не сомневаюсь), добро пожаловать на следующий этап, на котором мы обсудим, какие таланты и навыки необходимы потенциальному геймдизайнеру.
designer2

Способности и навыки геймдизайнера:
1) Богатая фантазия
Вы спросите, почему богатая, а не хорошая? Дело в том, что хорошая фантазия подразумевает естественную склонность человека к творческому мышлению и придумыванию нестандартных идей. А богатая фантазия — это то же самое, только дополненное огромным количеством уже имеющейся творческой информации. Чтобы иметь богатую фантазию, необходимо читать классическую художественную литературу, смотреть качественные фильмы (а не только те, что идут в кинотеатрах), слушать разнообразную музыку, интересоваться различными культурами и конечно же играть в самые разные видеоигры! Все это наполняет ваше подсознание информацией, которая потом выливается в неожиданные идеи и смелые решения.
Если вы не любите читать, смотрите в основном голливудские блокбастеры и одобряете лишь один музыкальный жанр (поп/рок/рэп), то ваша предрасположенность к занятию геймдизайном весьма мала.
2) Умение анализировать
Мудрая пословица гласит: все новое — это хорошо забытое старое. Безусловно, в геймдизайне, как и в любой творческой деятельности, присутствует элемент новизны, однако основная часть геймдизайна — это компиляция уже существующих идей и механик под ожидаемые потребности рынка. Другими словами, все геймдизайнеры собирают свой уникальный конструктор из одинаковых (или очень похожих) деталек. А для того, чтобы понять, какая именно деталька придаст вашей игре пикантный блеск и оригинальность, вы должны уметь анализировать уже существующие конструкторы и хорошо понимать, что именно привело их к вершине или низвергло в бездну.
Способность к анализу можно и нужно активно развивать. Для этого нужно регулярно думать, что именно вам нравится в вашей любимой игре, фильме или книге, что отличает ее от остальных? Доведите эту способность до автоматизма. Научитесь осознавать момент, когда вы испытываете интенсивное удовольствие от игры и в реальном времени анализируйте ваши ощущения, сопоставляя их с действиями в игре. Не менее важно анализировать и негативные эмоции. Вы должны хорошо понимать, какая деталька в конструкторе работает неправильно, вызывая недовольство и разочарование. Знайте, что умение находить проблемные места в игровом процессе является ключевым для создания успешной игры.
3) Способность к логическому мышлению
Казалось бы, геймдизайнер должен обладать творческим мышлением! Как же так? Дело в том, для геймдизайнера недостаточно придумать новую идею и описать ее на бумаге. Сперва необходимо убедить участников команды и руководителя проекта, что эта идея — именно то, что нужно. Будучи геймдизайнером, вам придется участвовать в огромном количестве дискуссий и споров с самыми разнообразными сотрудниками. И для того, чтобы выходить победителем из этих словесных баталий, вам необходимо тренировать логическое мышление. Именно логика позволяет убедительно доказать как правильность вашей идеи, так и ошибочность предложений ваших оппонентов.
4) Коммуникабельность, умение общаться с людьми
Убедить всех в правильности своего видения — это только начало. После этого геймдизайнер должен досконально продумать свои идеи, описать их в документации, а потом донести до каждого участника в индивидуальном порядке. На протяжении всей работы вам придется постоянно уточнять неясные моменты, объяснять по десять раз одни и те же вещи, а также решать непредвиденные проблемы. Для этого вам потребуется огромная выдержка, безграничное терпение и колоссальный запас позитива. В процессе работы вы просто обязаны поддерживать хорошие отношения с вашими коллегами, даже если среди них окажутся полные идиоты.
5) Критическое мышление и склонность к самоанализу
Представим, что вы наделены феноменальной харизмой и врожденным даром убеждения. Но как проверить, что ваша идея, в которой вы только что убедили всех и вся, действительно хороша? Что если вы ошиблись и повели команду в неверном направлении? Эти вопросы геймдизайнер должен регулярно задавать сам себе. Проще всего находить ошибки в чужой работе, особенно когда плачевные результаты уже стали очевидны для всех. Однако видеть ошибки в своей работе, осознавать неправильность собственных действий — только эта способность позволит вам спасти Титаник от столкновения с айсбергом и найти выход из самого глухого тупика. Запомните, геймдизайнер не может быть всегда прав. Никто не может.
6) Высокая самообучаемость
Индустрия видеоигр постоянно развивается. Чтобы не отстать от жизни, геймдизайнер должен постоянно наблюдать и анализировать все последние тренды в своей сфере. Если вы твердо убеждены, что все шутеры, вышедшие после Half Life — попсовая «консольщина», а самая лучшая РПГ — это Diablo 2, то ваш чердак изрядно запылылся и в нем пора провести генеральную уборку. Нельзя быть геймдизайнером и консерватором одновременно.
Как проверить или потренировать вашу способность к обучению? Скачайте какой-нибудь редактор для создания игр и начните его осваивать. Вот подходящие кандидаты:
- Game Maker
- Construct 2
- Multimedia Fusion 2
- RPG Maker
Не останавливайтесь на поверхностном осмотре, изучите различные возможности выбранной вами программы и создайте в ней хотя бы простейшую игру. Не воспринимайте английский язык редакторов как непреодолимое препятствие, переведите непонятные слова и продолжайте изучение. Способность быстро осваивать незнакомый софт очень пригодится вам на практике, ведь вам придется работать с самыми разными игровыми редакторами, а, возможно, и участвовать в их разработке. Вы должны хорошо представлять, какой инструментарий вам понадобится для создания игровых карт, редактирования объектов или тестирования баланса. Поэтому чем больше игровых редакторов вы освоите, тем проще вам будет создавать свои собственные.
7) Психологическая гибкость
В процессе работы над игрой ваша команда может столкнуться с самыми разнообразными трудностями, начиная от увольнения всех программистов и кончая прекращением финансирования проекта. Обстановка может меняться по несколько раз в месяц, а выбранный курс поворачиваться на 180 градусов. В общем, скучать вам не придется. И чем лучше вы научитесь приспосабливаться к новым условиям, тем проще вам будет эффективно выполнять ваши обязанности.
8) Грамотность, хорошее владение русским языком
Казалось бы, русский язык знают все коренные жители нашей страны, но это не так. Говорить на русском — это одно, а писать на нем — это совсем другое. Хотите проверить свое владение языком? Напишите обзор вашей любимой игры и отправьте его в какое-нибудь интернет издание, с просьбой оценить ваши писательские навыки.
9) Владение английским языком
Английский — это язык не только геймеров, но и геймдизайнеров. В начале вашей карьеры вы сможете обходится и без него, но с развитием ваших профессиональных навыков необходимость в английском языке будет непрерывно возрастать. Исторически так сложилось, что геймдев активно развивается на западе (в США) и на востоке (в Японии). А поскольку освоить японский язык значительно сложнее, выбор очевиден. Когда вы дорастете до уровня руководителя отдела, к вашим обязанностям может добавиться общение с иностранными партнерами. Если к этому моменту вы не сумеете освоить английский в достаточной мере, чтобы поддержать разговор, ваши карьерные возможности будут существенно ограничены.
Есть и хорошие новости. Английский язык достаточно прост в изучении. Как известно, этот язык является одним из самых распространенных в мире, поэтому при желании вы всегда сможете найти партнеров для разговорной практики, благо международные звонки по скайпу не требуют оплаты. Помните, что вы являетесь естественным носителем русского языка — одного из сложнейших языков на планете. Раз уж вы сумели его освоить, то и английский вам по плечу.
10) Обширный игровой опыт
Я не случайно поставил этот пункт в самый конец. Игровой опыт, действительно, играет большую роль в работе, но только если геймдизайнер обладает способностями к анализу игр, а также развитым критическим мышлением. Да-да, в вашей любой игре всех времен и народов тоже есть недостатки. Подумайте об играх, в которые вы играли 5, а то и 10 лет назад. Можете ли вы с уверенностью сказать, что именно цепляло людей в неказистых играх на Денди? Что заставляло их снова и снова включать приставку и в надцатый раз начинать игру заново, чтобы опять погибнуть на последнем боссе? Если вы смотрите на старые игры с пренебрежением (и как народ играл в такой отстой!), значит ваше мышление сильно ограничено тисками современных технологий. Вообще если вы полагаете, что хорошую игру нельзя сделать без современных графических наворотов, то я бы вам посоветовал заняться программированием, а не геймдизайном.

Теперь давайте поговорим о второстепенных и чаще всего ненужных навыках, витающих вокруг профессии геймдизайнера и встречающихся в описаниях вакансий.
designer1

Необязательные навыки:
1) Знание основ программирования, скриптования, умение работать с xml
Времена, когда программисты совмещали обязанности геймдизайнеров и даже художников канули в лету. Для эффективной работы необходима специализация, а поверхностные знания могут принести больше вреда, чем пользы. Для эффективной работы команды необходимо, чтобы каждый сотрудник был специалистом в своей области и, что не менее важно, занимался своим делом. Поэтому если вы не планируете стать вторым Ломоносовым (который в молодости все свободное время тратил на обучение), то выберете для себя основную специальность и целенаправленно качайте ее.
Что же касается скриптования, то под этим термином обычно понимается не написание программного кода, а использование уже существующих фрагментов для решения поставленной задачи. Другими словами, это похоже на использование конструктора, где нужно расставить имеющиеся детальки, не создавая ничего принципиально нового. Собрать конструктор может даже маленький ребенок, а значит, и у вас не должно возникнуть трудностей. Не стесняйтесь задавать вопросы, как работает та или иная часть скрипта, изучите существующие примеры и не бойтесь экспериментировать!
Работа с файлами XML и вовсе не требуют никакой специальной подготовки. В этих файлах содержаться скрипты и для их редактировать можно пользоваться простейшими текстовыми редакторами (например, Блокнот, встроенный в Windows). Единственное, что следует помнить при редактировании XML, это что даже небольшая опечатка может привести к серьезным ошибкам в работе игры. Поэтому внимательно следите за правильностью написания скриптовых записей, а также за знаками препинания и даже лишними пробелами.
Подводя итог вышесказанному, если у вас все в порядке с логикой, внимательностью и грамотностью, вы можете смело говорить на собеседовании, что работа со скриптами не составит для вас трудностей, и при необходимости вы сможете во всем разобраться.
2) Умение рисовать
В детстве я очень хотел научиться рисовать. Спустя много лет я понял, что если бы я действительно хотел стать мастером карандаша, я бы нашел время, чтобы реализовать эту мечту. Возможно, умение набросать эскиз, чтобы проиллюстрировать свою мысль, было бы полезно в некоторых ситуациях, но есть и обратная сторона медали. Дело в том, что над созданием игры трудятся не только геймдизайнер, но и профессиональные художники, которые обладают не только богатой фантазией и отточенными навыками, но еще и многолетним опытом в своем деле. При наличии таких сотрудников неумелые зарисовки геймдизайнера могут принести больше вреда, чем пользы. Как я уже говорил, в проекте каждый должен заниматься своим делом. Профессиональный художник имеет право на свободу творчества, если оно укладывается в рамки концепции, предложенной геймдизайнером и утвержденной руководителем проекта. И приходить к нему со своими зарисовками с требованием превратить их в концепты будет так же глупо и неправильно, как если бы художник приходил к геймдизайнеру с требованием реализовать те или иные фишки, которые он придумал.
Навыки рисования могут быть полезны лично вам, например, чтобы создавать иллюстрации к вашим концептам. Но их можно делать даже при полном отсутствии способностей. Поэтому устраиваться на курсы рисования в надежде, что они помогут вам устроиться на работу геймдизайнером не стоит.
3) Владение Photoshop или 3ds Max
Photoshop
- это профессиональный редактор с множеством функций для создания и обработки изображений. Использование этого инструмента для решения задач по геймдизайну равнозначно стрельбе из пушки по воробьям. Для простейших операций с изображениями подойдет любой графический редактор (например, Paint, встроенный в Windows). Для создания интерфейсов - Balsamiq Mockups или его аналог. Для разработки карт и схем, поделенных на клетки, лучше всего использовать Microsoft Excel, Open Office или Google Docs.
Также не следует забывать, что лицензионный Photoshop - это дорогое удовольствие. Цена полной версии для коммерческой организации может достигать 1000$, а баловство с пиратским софтом может обернуться весьма печальными последствиями для компании.
Естественно, на собеседовании обо всем этом говорить не надо. Просто изучите простейшие операции (использование разных кистей, вырезание частей изображения, переключение между слоями) - и смело добавляйте Фотошоп в список освоенных программ.
3ds Max - это программа для создания и обработки трехмерных объектов или локаций. Если эта программа указана в качестве обязательного требования к соискателю - скорее всего в компанию требуется дизайнер уровней. Здесь важно понимать, что дизайн трехмерных локаций - очень трудоемкая задача, требующая глубокой специализации в этом вопросе. Другими словами, если вы решили сделать дизайн уровней своим коньком, то на все остальные аспекты у вас просто не останется времени. Следует обратить внимание, что разработка уровней для двухмерных игр многократно проще в освоении и поэтому ее можно совмещать с другими обязанностями геймдизайнера. С трехмерными локациями это вряд ли получится.
Если вы решили пойти по стезе левел-дизайнера, не останавливайтесь на 3D Max, изучайте и другие редакторы, такие как: Unreal Editor и Unity. Могу вас обрадовать, что профессиональные дизайнеры уровней высоко ценятся на рынке. Хороший специалист без труда найдет работу: достаточно приложить к своему портфолио десяток живописных уровней - и работодатели сами начнут стучаться в вашу дверь. Также левел-дизайн охотно поручают аутсорсерам (удаленным сотрудникам), поэтому при желании вы сможете увеличить ваш доход на неприличную величину. Однако есть и минусы. Ваш вклад в другие аспекты геймдизайна будет сведен к участию в мозговых штурмах и общению с геймдизайнерами в курилке - на все остальное тупо не хватит времени.

И в завершение статьи мне бы хотелось привести несколько практических советов, которые помогут вам добиться успеха.

Практические советы:
1) Развивайте необходимые навыки
Проявляйте скромность в оценке собственных достижений. Наивны те, кто считает, что владеет каким-то навыком в совершенстве. Совершенство недостижимо, а значит вам всегда есть, куда расти.
2) Регулярно проверяйте подходящие вакансии в интернете
Делайте это каждый день, цепляйтесь за любую возможность устроиться в игровую компанию. Не пренебрегайте вакансиями тестер и комьюнити-менеджер (при условии, что они требуют присутствия в офисе), работодатели охотнее берут людей с опытом в индустрии. Особое внимание уделяйте вакансии помощник геймдизайнера - ее создают, чтобы взять новичка и вырастить из него специалиста.
Вот список сайтов, которые следует проверять в первую очередь:
- dtf.ru
- gamedev.ru
- HeadHunter
Лично я все свои вакансии находил через DTF=)
3) Выполняйте все тестовые задания
Даже если нет никакой надежды занять желаемую должность - все равно просите прислать вам тестовое задание. Пока вы не устроились на постоянную работу, эти задания позволят вам выполнять хоть какую-то практическую работу по геймдизайну, а практика - лучший учитель! Сохраняйте все материалы и раз в 2-3 месяца проводите ревизию: со временем вы начнете видеть допущенные ошибки и неудачные решения. Если же спустя длительное время ваши задания по-прежнему кажутся вам идеальными, следует более активно развивать основные навыки.
4) Создайте собственный проект
Используйте любой редактор, перечисленный выше и начинайте творить. Однако имейте в виду несколько особенностей. Во-первых, не заморачивайтесь на графике. Ваша задача - создать интересный игровой процесс, а не поразить игрока графическими наворотами. Во-вторых, не пытайтесь создать сразу большую инновационную игру. Начните с простой, возможно, уже существующей концепции, но проработайте ее до мелочей. Между прочим, сделать интересный уровень для игры Mario или Battle City - задача далеко не тривиальная. Сделав хотя бы один уровень, полируйте его до совершенства. Помните, что ваша цель не создать гениальный проект, который покорит интернет, а повысить ваши навыки через практическую деятельность.
5) Не останавливайтесь в развитии
Посчитайте, сколько часов в сутки вы играете в чужие игры, и четверть этого времени уделите на выполнение вышеописанных действий. Хотите развиваться быстрее? Уделяйте занятиям геймдизайном половину времени, затрачиваемого на игры и результат не заставит себя долго ждать.

Мыслитель


Несмотря на большое количество людей, желающих стать геймдизайнерами, эта профессия остается востребованной на рынке. Дерзайте! И может быть, через несколько лет вы, как и я, будете с ностальгией вспоминать времена, когда вы совершали первые шаги на пути к осуществившейся мечте.

Andy Jr
Практический геймдизайн


Tags: .игры и люди, .рубрика: как делают игры?
Subscribe
promo gamer декабрь 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →