katemare (katemare) wrote in gamer,
katemare
katemare
gamer

Ouya: Первое впечатление

Вот и пришёл мой предзаказ андроидной консоли Ouya. Речь идёт не о каком-нибудь китайском игровом планшете-эмуляторе. Ouya - это результат труда маститых разработчиков, собравших рекордный бюджет на Кикстартере и заручившихся поддержкой всевозможных игроделов, вплоть до Square Enix. Ouya позиционируется именно как новая платформа, смелая и доступная альтернатива Wii U, PS4 и Xbox One. В её активах: привлекательная цена (консоль и один геймпад вместе стоят $100), хотя бы частияная бесплатность всех игр и полная открытость - разрабатывай игры кто хочешь, развинчивай и модифицируй как хочешь.



Как я представляю Ouya? Как заповедник энтузиастов разработки игр, где обитает сообщество тех, кто любит в первую очередь игры, а не сверхприбыли. Как консоль, у которой есть всё необходимое для Игры: геймпад с полным набором функций, мощное железо (мощнее топовых игровых планшетов) и удобный магазин, позволяющий испробовать весь ассортимент, но заплатить только тем разработчикам, которые того заслужили.

Каким Ouya предстаёт при первом знакомстве? Я по-прежнему сохраняю веру в будущее Ouya как совершенно особой, лояльной геймеру консоли, но стоит признать, что на текущий момент впечатление не столь радужное.

(К сожалению, у меня нет возможности вставить в запись иллюстрации из-за ограниченного интерфейса LiveJournal на Андроиде - так что просто привожу ссылку на галерею моего знакомства с Ouya. Эх, ещё и порядок перемешался...)

1. Качество сборки. Тем, кто привык к консолям по высшему классу, Ouya покажется аляповатой. Есть взять в руки её геймпад, то вспоминаешь о китайских приставках-клонах, а не о лидерах вроде Sony. Кнопки не отличаются плавным ходом, а ручки - абсолютной хваткой. Крестовина заставляет опасаться, что она будет плохо слушаться. Косметические дефекты производства на лицо: например, на одном из моих геймпадов если зажимаешь правый держатель, то немного отходит лицевая пластина. На обоих геймпадах левый курок гораздо туже правого и издаёт при нажатии еле слышные, но противные звуки. Впрочем, во время игр эти недостатки абсолютно никак не проявили себя: всё слушалось хорошо.

Но кое-что всё-таки омрачило картину. Один из геймпадов после простоя перестаёт реагировать, и лечится это только вытаскиванием батарейки. Возможно, мне придётся заменить этот экземпляр (хорошо, что производитель находится в соседнем штате).

2. Оболочка - то есть этот самый "Ouya Launcher", который отличает приставку от других Андроидов. Он очень минималистичный и хорошо подходит для основной функции: игр. Фактически в меню есть четыре пункта - Играть (в то, что уже скачал), Исследовать (приводит в удобный магазин), Разрабатывать (для игроделов!) и Управлять (настройка системы). То, что в оболочке не будет обычных функций Анроида - в частности, магазина Google Play - было известно заранее, как и то, что их достаточно легко будет вернуть в систему благодаря открытости.

Маленькая придирка. Инструкция к Ouya хвастается: "Просто подключи в четыре шага и играй!". На деле же после этого увидишь неторопливый апдейт софта (у меня сработал со второго раза), а затем понадобится регистрировться и вводить параметры карточки - без клавы или тача. Только после этого пускают к играм. Так что торжественный эффект для окружающих был потерян.

3. Игротека: ассортимент. Благодаря поддержке игроделов всех мастей, и ещё тому, что консоль с её магазином была запущена давно для участников Кикстартера, игротека Ouya - уже живое богатое место. Но это не означает отсутствие проблем.

Игротека консоли формируется во многом благодаря философии создания игр, а не техническим возможностям системы. Например, у PS4 философия - "игры для геймеров", а у Xbox One - "игры для простого телезрителя". Едва ли у каждой консоли существует Сертификат Философии, который обязан получить каждый разработчик - но так получается, что благодаря ожиданиям игроков, маркетингу, политике компании и набору ключевых игр у каждой платформы всё же есть некоторая общя идея, набор традиций.

Ouya во многом унаследовала философию Андроида - а это не образцовая игровая платформа. Андроид - это то, на чём станешь играть, когда лень было взять PSP или когда не считаешь игры ценным занятием. А ещё и всеядность Андроида вкупе с яблокообразной куцой навигацией в игровом разделе его магазина. В результате игротека Андроида - это аморфный океан, где рядом лежат: странные инди, простые головоломки, хитрые деньговымогалки, порты с Мака - всё это в "добросовестной" и "недобрсовестной" разновидностях. Выбор и поиск игр по вкусу на Анроиде занятие не из лёгких.

Игротека Ouya так же разношёрстна. Я вот попробовала следующие игры:
  • Sansarom: Красивая трёхмерная физическая головоломка "докати шарик до цели" на фоне живописной природы.
  • Chronoblade: Зрелищный мультиплеерный beat'em-up про то, чтобы продержаться как можно дольше против волн врагов. Трёхмерный, мультяшный.
  • Egypt: Reels of Luxor: Однорукий бандит в египетском стиле.
  • EMUya: Эмулятор Денди, чей главный аттракцион - магазин новых, современных разработок энтузиастов!
  • Puddle: Красивая головоломка про жидкости.
  • The Ball: Атмосферная головоломка от первого лица, где нужно притягивать и отталкивать шар в декорациях древнего мира.
  • Final Fantasy III: Порт осовремененной, трёхмерной версии для NDS.
  • Ravensword: Насколько я понимаю, вариация на Infinity Blade. Сверхнавороченная графика - вплоть до карты бликов, но см. замечание в следующем разделе.
  • Stalagflight: Простая, без всякого лоска пиксельная аркада, где нужно запрыгнуть по падающим метеоритам на как можно бОльшую высоту.

Чувствуете? Тут вам и классика, и простые головоломки, и ненапряжные, зато эпичские убийцы времени, и азартные игры, и палёные инди... И красоты, и ретро, и "экномический вариант"... Казалось бы, это хорошо. Но на практике выходит так, что в категории "Ролевая игра" или "Песочница" можно найти что угодно - в то время как, например, SNES из ролевых игр предсказуемо радовал JRPG. А придти в раздел ролевых игр и гадать, что перед тобой - аналог Fallout, Final Fantasy, Fantasy Legends или Infinity Blade, - удовольствие сомнительное. Да и такой разнобой игр, включающий к тому же экспериментальные инди, означает, что каждого отдельного типа игр в магазине мало. Разнообразие игр - это не плохо, но пока игротека не станет внутренне логичной в плане как ассортимента, так и навигации, это будет проблемой.

4. Игротека: качество. А насколько хороши эти игры про перекатывание шара, измельчение противника и прыжки по метеоритам? Это тоже сильно разнится от игры к игре. Например, в Puddle курки, выполняющие главное дейтвие игры (наклон мира влево и вправо) работают неровно, всё время срываются и дрожат. В других играх я этого эффекта не заметила. Ravensword выглядит сногсшибательно, но выдаёт кадров 10 в секунду, и всё происходит как в замедленной съёмке. Хотя казалось бы - где консольное преимущество пресказуемой конфигурации железа? The Ball и FF3 работают без заметных глюков, но графика образца начала 2000-х на современных телевизорах выглядит страшно. Во всяком случае покажешь это адепту традиционных платформ, не знакомых с особенностями Ouya - засмеют.

Но есть и несколько важных преимуществ. Я пока не встретила фирменной мобильной болезни "Прошёл обучение?! Расскажи Фейсбуку, какой ты крутой!!". Может быть, это потому что основной метод ввода - геймпад, и хотя на нём есть маленький тачпад, он не может достойно заменить мышь и палец. Соответственно, пользователю не предложат десятка мигающих кнопок "Поделись", "Купи", "Попробуй другую игру". Для кого-то отсутствие социальной интеграции может быть минусом, но по мне - вместе с заметно более добросовестным подходом разработчиков к бесплатности, это как глоток свежего воздуха после болота вымогательных и манипуляторских игр Андроида. Ouya доказала, что Андроид может быть другим. Хотя от возможности делиться и состязаться с другими геймерами я бы не отказалась.

А ещё переход от мобильно-социальной платформы к приставке с геймпадом сыграл с некоторыми разработчиками злую шутку. Они забыли, что управление игрой может быть неочевидным - а ведь на геймпаде 10 кнопок, две ручки, крестовина и тачпад! Так что в половине промотренных игр вдруг вернулись времена, когда игрока не ведут за ручку по обучению, а он нажимает все клавиши подряд, чтобы узнать их действие.

Ещё маленькая придирка: геймпад не предполагает аналога кнопок "Старт/пауза" и "Выбор/меню". Кнопка в середине геймпада ни в одной игре не выполняла этой роли, она только подключает геймпад к консоли или возвращает в основное консольное меню. Следовательно, приостанавливать игру приходится одной из кнопок, которые обычно выполняют игровые действия - и хорошо ещё, если все разработчики догадаются сделать её в одном и том же месте.

5. Ouya как Андроид. Когда первоначально обсуждалась Ouya, да и вообще когда обсуждаются игровые планшеты на Андроиде или Андроид в роли консоли, то высказываются опасения: зачем физические кнопки, если игры заточены под тач? будут ли все игры, использующие виртуальный джойстик, поддерживать физические кнопки? какой смысл делать мобильное устройство менее мобильным? Здесь поход Ouya, где по умолчанию работают только специальные её игры, кажется разумным. Все игры в магазине - уже заточены под геймпад. Но это также значит, что Ouya не только не имеет доступа "из коробки" к ассортименту Андроида, но и будет испытывать трудности, если подключить его. Тача-то нет - только тачпад, а это совсем другое (говорю как владелец Asus Transformer), к тому же тачпад маленький. Если я не ошибаюсь, на геймпаде Ouya также отсутствует датчик движения и гравитации - ещё одно привычное игровое средство ввода.

По привычке андроидную игру хочется взять с собой, хотя бы из зала с телевизором - в спалью без него. Wii U, PS4 (через PSVita) и Xbox One (через Windows Surface) это могут. А вот Ouya, увы, не может подключиться к своему собрату-планшету - современные планшеты вообще не поддерживают функции ввода видео. А жаль...

Ещё можно пожаловаться на мультизадачность: нельзя свернуть одну игру, переключиться на другую, а потом вернуться впервую на то же место. Игры в любом случае запускаются заново, и не во всей есть идндикация, работают ли они на автосохранении или нужно соханиться специально в заданной точке. Но с другой стороны - так же с мультизадачностью на других консолях, кроме, возможно, грядуего Xbox One.

6. Перспективы в войне консолей. Если Ouya замрёт во времени и всегда будет такой, как сейчас - она останется уделом хипстеров от игрового мира. Нужно обладать особым складом ума, чтобы прощать несовершенство сборки, морально устаревшее 3D на большом экране, да ещё и пробовать всё подряд, чтобы найти несколько игр по душе. Я верю, что Ouya может стать иной: со скромной, но привлекательной графикой, с крепкой философией игротеки и захватывающими, подходящими её геймпаду игровыми идеями. Такая Ouya может быть конкурентом старшим собратьям, а нынешняя - нет.

7. Выводы. Обзор был в основном негативным. С одной стороны это потому, что мои ожидания были высоки. С другой - я готова простить Ouya много недостатков. Да и почти всё, описанное выше, преодолимые проблемы. Геймпад мне вышлют новый, и вообще Ouya поддерживает сторонние устройства (это же всё-таки Андроид - мой планшет без всяких специальных оболочек жонглирует самыми разными геймпадами). Глюки системы и игр исправляются обновлениями. Игротека будет расти и стройнеть. Сейчас мне хочется пойти и занять место у телевизора, чтобы сыграть дальше в The Ball - а в магазине меня ждёт ещё много десятков неопробованных игр. Так что ничего фатального не случилось. Просто первое впечатление было не таким светлым, как хотелось бы.

Tags: .содержание: железо, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments