Sebastian Mondler (zfoxz) wrote in gamer,
Sebastian Mondler
zfoxz
gamer

Category:

Еще одно мнение про копирайт



Раз пошла такая пьянка, продолжу флешмоб по вопросам пиратства. Не совсем формат, но уж простите мне такую вольность, в конце концов сегодня пятница. Разумеется, правильнее было бы писать комментарии в уже существующей теме, но растекаться по нескольким веткам слишком суетно. Ну и текст немаленький получился.

Сам я поддерживаю покупку лицензий (не саму систему копирайта, прошу заметить), хотя и спиратить тоже не прочь. Особенно то, что не куплю ни при каком раскладе. Если меня раз в год припирает погонять полчаса в NFS, или из любопытства внезапно хочется одним глазком поглядеть на малоизвестный мне жанр, не считаю зазорным скачать нахаляву. Про ознакомительное скачивание новинок и не говорю, ничего в этом плохого, конечно, нет. Да и в конце концов привычки родом из девяностых так просто не искоренить. Так что я понимаю обе стороны, и написано все это не с целью продолжить холивар. Надеюсь, за прошлые два поста все уже выдохлись.

Конечно, кописрач всех уже достал, все аргументы по сто раз обсудили и т.д. Но тема-то в наш информационный век действительно значимая и обсуждать ее полезно, если со смыслом. К сожалению, обычно получается именно холивар, и это печально. Попробую указать на возможный конструктивный ход мысли и подчеркнуть некоторые аспекты, на которых редко фокусируются. Слегка сумбурно, но охватить тему полностью сходу невозможно, пришлось бы написать еще в разы больше.

На всякий случай уточню:  вопрос копирайта вообще и вопрос покупать ли лицензии - два разных вопроса. Речь про второй.

В первую очередь, конечно, надо избегать неуместных аналогий. Они могут работать как иллюстрации и объяснения, но не как аргументы. Так что лучше не связываться. Оперировать терминами вроде "воровства" и примерами "Вася украл у Пети яблоко" тоже не результативно. Про взаимное навешивание ярлыков даже упоминать не стоит. Когда слышишь "вы все лохи, платите жадным буржуям, вас развели маркетологи", то ответить на это можно только "школьником-нищебродом" и, сами понимаете, разговор не клеится.

Далее посмотрим, о чем вообще имеет смысл говорить. Идти стенка на стенку глупо. Никто не призывает вставать грудью на защиту правообладателей, закрывать торренты и расстреливать пиратов. Фанатичных моралфагов не так уж много, и они, конечно, намного хуже, чем любые пираты. Излишняя принципиальность это вообще нехорошо. Всем понятно, что в некоторых случаях пиратить вполне позволительно, можно и иногда даже нужно. И наоборот, пламенные революционеры, требующие отмены денежных отношений прям вот с завтрашнего дня, тоже на разумных собеседников не тянут.

С плоскостью законности и законопослушности данный выбор тоже связан весьма косвенно. По крайне мере в РФ уж точно. Да и мало кто ратует за побуквенное соблюдение законов. Конечно, общественная мораль формируется не в последнюю очередь и с помощью законодательного регулирования, но в случае с распространением информации эта мера работает из рук вон плохо. Ну и слава богу, корпорации действительно нифига не белые и пушистые, а законы иногда невероятно запутаны, неудобны и несправедливы. К тому же в блогах и форумах обсуждают вопросы копирайта отнюдь не юристы и политики , которые могли бы значительно повлиять на существующее положение дел, а ныть про плохих бюрократов дело неблагородное.

Итак, почему же люди таки покупают лицензии, если можно этого не делать? Если людей не заставляют,а они тратят деньги, значит, в этом есть что-то приятное для них. Клинические случаи угрызений совести за любой крякнутый софт в расчет не принимаем.

Во-первых, это вопрос культуры. Не в смысле образования, интеллекта и художественных вкусов. А в смысле привычек, эстетики и комфорта. Вещи и услуги принято покупать. Обмен товара на деньги - это справедливо по сути, а не по закону. И даже если цифровая копия сама по себе не имеет себестоимости и "от них не убудет", сама идея взаимной сделки некоторым людям кажется естественной. Точно так же можно помогать другим людям просто по желанию, а не под угрозой закона и небесной кары. Не обязательно всем людям подряд, можно только тем, которые нравятся более других. Так же и с копирайтом. Можно, например, без зазрения совести качать нахаляву фильмы, но игры покупать, потому что они интересуют больше и именно в этой любимой сфере хочется соответствовать своему культурному нормативу. Просто хочется, даже если это не рационально.

Еще немаловажный фактор - покупать приятно. Глупо, но это так. Не суетиться искать, где пучок петрушки на рупь дешевле, а как белый человек прийти и с достоинством заиметь что-нибудь в собственность. Я не одобряю бездумный шоппинг, но если вы готовы за копейку удавиться, то многое теряете. Серьезно. Зайти в нормально оформленный цифровой магазин и что-нибудь цивилизованно приобрести - действие само по себе осмысленное. А если тебе еще подарков и бонусов накидают, то вообще кайф. Временами, это правда напоминает "чудо-нож всего за 999$", но все равно, приятно же.

В связи с этим стоит отметить, что традиционные жалобы на неудобство покупки лицензий устарели. Это был один из самых серьезных аргументов в пользу халявного скачивания. Если цивилизованно и с комфортом купить невозможно, а ломаная версия работает лучше, то логично послать продажников лесом. Такое было, да, ведь иногда это самое неудобство доходит до маразма. Но ситуация изменилась. Магазины цифровой дистрибуции догнали, а местами и перегнали, торрент-трекеры. Иногда им не хватает нормального дизайна и внятной информации, но функционально они вполне себе работают, пусть не всегда идеально, но в целом жаловаться не на что.

К вопросу о жалобах, вспомним, как иногда раздражают люди, которые платить не хотят, но постоянно чего-то требуют. Упертая позиция "игры недостаточно хороши, сделайте мне идеальную игру и тогда я наконец-то заплачу три копейки" выглядит некрасиво. В конце концов, не мое дело, если человек хочет выглядеть как дурак. Но должен сказать, что покупка лицензий дает хоть какое-то право критиковать игровую индустрию. И следом возникает осознанное желание поучаствовать в процессе: покупатели, как правило, больше и разумнее пытаются влиять на игры, иногда даже удается.

С этим связана еще одна причина отдавать свои кровные гадким корпоративным буржуям - поддержка индустрии в целом. Эффект участия. Казалось бы, как твои 10$ помогут, они скорее всего и до разработчиков не дойдут. Ну и пусть не дойдут. Тут неважны конкретные игры и люди. Те, кто платит, дают понять игропродавцам, что надо продолжать делать игры, и примерно указывают какие. Как бы не мечтали романтики-идеалисты, на данный момент нельзя сделать ААА проект забесплатно или через кикстартер. И F2P тоже получается не очень. Несмотря на внушительные цифры продаж положение даже у популярных игр довольно шаткое. Не личный достаток Бобби Котика должен нас интересовать, а то, что многие проекты и студии закрываются на половине работы. Аргумент про то, что быдло платит за тупняк, поэтому его и делают, не лишен смысла, но я предпочитаю тупняк с вкраплениями искусства, чем полное отсутствие дорогих проектов вообще. Кроме того, чем меньше людей тратит деньги, тем издатели осторожнее, и тем массовее игры. Ну, в теории.

Все вышеперечисленные причины (и те, которые я не упомянул), разумеется, никого переубедить не смогут по причине крайней субъективности. Это в большей степени дело вкуса и.. ну, вежливости, скажем так. И обсуждать все это в ключе "что такое хорошо и что такое плохо" очень скучно. Можно пытаться опровергнуть конкретные доводы оппонентов, но существенно ничего не изменится, ведь холивар такой холивар.

О чем же можно вести речь по вопросам копирайта, чтобы это было полезно и конструктивно? А о том, как бы наладить нормальные взаимоотношения между правообладателями/разработчиками и пользователями. Ясно же, что кто-то платить все-таки должен, но и разработчикам наглеть не стоит. В этом заинтересованы обе стороны, и при этом обе стороны обычно ведут себя неспортивно. Пользователи качают на халяву, взламывают и т.д.. Игропродавцы обещают шедевры, но просят денег за кота в мешке, и всячески халтурят. И что остается нам? Единственное стоящее дело - это предлагать. В широком смысле слова.

Довольно интересно напрячь мозги и изобрести способ непосредственно поощрить разработчиков, снизить цену, изменить систему доната, облегчить систему покупок и так далее. Можно подумать об этом из спортивного интереса, а можно толково оформить, где-нибудь написать, обсудить и даже кому-нибудь предложить. Не обязательно глобально, даже конкретные мелкие идеи на форуме могут чуть изменить ситуацию. Ну это я сейчас идеализирую ситуацию, вода камень точит и ваш труд зря не пропадет. Утопия, да.

Но дело даже не в этом. Просто в таком русле обсуждения поучаствовать могут все. И "законники" согласятся, что система далека от совершенства. И убежденные халявщики вполне могут что-то интересное озвучить. Типа "игры должны стоит по 10 центов, тогда куплю. А чтобы они стоили по 10 центов, надо чтобы.." . Подобные предложения бывает любопытно услышать. Как вариант, можно рассказывать окружающим о необычных способах экономического взаимодействия и просить поддержать годную идею. И уж если агитировать за халяву, то хотя бы с примерами, а не в духе "информация всегда была бесплатна". В принципе можно и не проявлять особую активность. Можно просто покупать те игры, которые понравились и не покупать остальные. Это уже хоть какое, но действие.

А вот с теми, кто принципиально жадный и только ворчит про корыстных капиталистов о чем беседовать-то вообще. Сэкономил, молодец. Нет, индустрия из-за этого не загнется. Нет, мы не презираем и не осуждаем. Просто разговаривать не о чем.


***

И бонусом хотелось бы отметить миф про то, что за все товары деньги можно вернуть, а за игры нет и это нечестно. Как правило, на законы о защите потребителя любят ссылаться те, кто слышал звон и не более того. На самом деле значительная часть товаров обмену и возврату не подлежит. Для тех, которые вернуть можно, существует конкретный список причин, и "не понравилось" в них не входит. Кроме того, есть ряд условий, например, товар не должен был быть в употреблении. Часть игровых сервисов это не товары, а услуги или вообще не пойми чего. И у них есть лицензионные соглашения. И регулируется это зачастую вообще не российскими законами. Так что деньги много кто и много за что не возвращает, это вопрос общего торгового законодательства. В конкретных случаях могут и вернуть, кстати. Отдельно выделять игропродавцев необоснованно, не делайте так.
Tags: .форма: аналитика
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments