городской волколис (wolfox) wrote in gamer,
городской волколис
wolfox
gamer

Categories:

левая рука - правою, ложь у двойника - правдою... или обзор Zero Escape: Virtue's Last Reward

Возьму по совести,
Воздам по вере я,
На сворке псов вести –
Удел доверия.
(здесь и далее О. Ладыженский, "Баллада двойников")

Эта игра уже происходила ранее. Начинаясь так же, как сейчас: испуганными взглядами, спутанными речами, запертыми комнатами.
Кто выигрывал? Кто проигрывал?
Кто выиграет и проиграет сейчас?
И почему устроители этих странных игр раз за разом берут псевдоним "Зеро"?..

Zero Escape: Virtue's Last Reward, благородный потомок (язык не поворачивается сказать "помесь") визуальной новеллы и квеста, является прямым продолжением почтенной 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors для приставки DS. И сходство бросается в глаза. Но не дайте ему себя обмануть - за время пути, как водится, болонки подрастают в трехголовых церберов, злодеи меняют маски, становясь благородными рыцарями и наоборот, а скромные пять концовок оборачиваются несколькими десятками, да еще и не достигаемыми так просто с наскока. Если вы играли в 999 - Last Reward вам прописан в рецепте, прямо и налево, вот печать, возьмете в аптеке. Если не играли - тоже; знания предыдущей игры для понимания этой совершенно не требуется.



Итак, приступим. Как водится, наш главный герой, Сигма, совершенно не в курсе, почему именно его, ничем не выделяющегося парня-студента, насильно подписали на участие в этой странной игре. Представьте себя на его месте: упал, очнулся - гипс; точнее - сел в машину, почувствовал запах усыпляющего газа... Очнулся, а на руке - неснимаемый браслет с цифрой "три". Три стартовых очка в игре. И цвет цифры: красный, и надпись - PAIR. Это означает, что ты - игрок в паре, и твой напарник - странная девочка Фи, которая явно знает больше, чем говорит. А находитесь вы оба в непонятном металлическом лифте, откуда надо как можно скорее выбраться. Игра начинается!



Похоже на 999? Похоже, да не совсем. В предыдущей игре цифры на браслетах были постоянны, и для выхода наружу из проклятого лабиринта всего-то требовалось найти дверь с цифрой "9" и пройти сквозь нее (тем людям, сумма цифр на браслетах которых составляет "9", но это уже детали). Здесь же дверь с цифрой "9" находится едва ли не в самом начале пути. Для открытия двери необходимо набрать 9 или более очков в игре. Как их набирать? Очень просто. Играть в "доверие", или Ambidex Game.

Милее бархата,
Сильней железа я –
Душой распахнутой
Доверься лезвию.


Нет, это не простое "верю-не-верю", и на кону порой стоит жизнь. Некоторым из присутствующих эта игра известна как "дилемма заключенного". Представьте себе двух заключенных, арестованных за ограбление банка, пусть будут Боб и Элис (классика англоязычных примеров!). К одному из них, допустим, к Элис, приходит полицейский и говорит: подруга, дело твое швах. Признайся во всем добровольно, помоги следствию - мы тебя выпустим. А напарничек твой сядет на десять лет, ну так туда ему и дорога. Приятное предложение? Еще бы.

Но! Но, но, но...

Такое же предложение в этот момент получает и Боб.



Элис получит свободу тогда и только тогда, если она признается, а Боб будет хранить молчание. Если оба признаются - оба получат по два года. Если оба будут хранить молчание - у следствия будет недостаточно улик, и сядут оба всего на полгода. Если же Элис не признается, а признается Боб... все верно, специалисты по Ace Attorney с задней парты. Элис сядет на десять лет. Боб выйдет на свободу.

Что же делать Бобу? Что же делать Элис?

Кажущееся правильным решение не всегда верное. В Last Reward вместо вариантов "промолчать" и "сказать" присутствуют вполне реальные кнопки в своеобразных "комнатах для голосования" - Ally (союз) и Betray (предательство). За "выигрыш" (вы оба с противником проголосовали Ally, или же он проголосовал Ally, а вы Betray) вы получаете очки. За ничью (оба выбрали Betray) очков не начисляется. А вот если вы поверили кому-то, сочтя его союзником, а он предал вас - очки с вас снимаются. И, поверьте, вы не хотите, чтобы цифры на вашем браслете упали до нуля.

"Все лгут", как сказал бы один хромой доктор.
"Я хочу верить", как сказал бы один упрямый агент ФБР.
Кто прав? Кто лжет? Кому ты доверишь свою жизнь?

Открыта дверь, за ней –
Угрюмый сад камней.
Мой раб, доверься мне!
Не доверяйся мне...


И, конечно, между раундами этой игры не на жизнь, а на смерть - лабиринт комнат. В каждой - уникальные головоломки, заставляющие думать, ходить кругами, просить совета у друзей (хинт: если вы застряли - не спешите смотреть решение в Сети, лучше переключите сложность на Easy; суть головоломки не изменится, но вы можете получить полезный совет от спутников). Головоломки, не требующие пиксельхантинга и решений в духе "соединить швабру, кота и банку огурцов" - но, додумавшись до ответа, очень тянет хлопнуть себя по лбу и сообщить миру "как я раньше не догадался-то?". Каждая комната - свой стиль, своя мини-история, свой способ решения, влияющий на сюжет. Last Reward многими названа "лучшим квестом года" - не зря. Она такая и есть, чистая правда, можете мне верить. В этот раз.



Кстати, те самые спутники, дающие советы - их восемь - далеко не безликие НПС; но вы уже сами об этом догадались, правда? У каждого - свой камень за пазухой, скелет в сейфе и клинок в кармане. Далеко не во всех случаях фигурально. Но смотрите выше: выбирая каждый раз Betray, что, казалось бы, и есть самый безопасный вариант - не факт, что вы получите достаточно очков для выхода. Приходится изворачиваться и врать - или же строить хрупкое доверие между теми, кто увидел друг друга впервые несколько часов назад. Сложно. Кто сказал, что будет легко?

После каждого раунда игры цвета браслетов рандомно меняются, как меняется и распределение "пара-соло"; не получится провести всю игру с одним проверенным напарником. Хотя напарнички эти, конечно... Одна прыгает на высоту в два метра, другой с ног до головы закован в броню а-ля Терминатор, третий вообще ребенок, четвертый... Вы узнаете и о них - если будете достаточно упорны.

(Где-то тут надо упомянуть графику; будем честны, так положено, это традиция, как салат оливье под новогодние куранты. Жаль, что нет опции "поставить галочку "отменная графика" и больше не переходить к этой теме. Что ж, могу быть подробнее: она хороша, чудо как хороша. Анимешные не-двигающиеся портреты заменили полноценным 3д, выражения лиц персонажей всегда на уровне, короткие "фильмовые" вставки - прекрасны. Разумеется, можно включить и выключить трехмерность, как и в любой 3DS-игре.

Кстати, озвучка-то - японская! И, надо сказать, отличная. Субтитры, разумеется, английские. Так держать, ребята. Больше хороших игр с оригинальной озвучкой, или хотя бы с возможностью ее выбора, как в Fire Emblem: Awakening.)

Собственно, для желающих примеров графики и прочего - трейлер (он же опенинг, но чуть расширенный).



Червонней злата я,
Из грязи вышедши –
В сетях проклятия
Доверься высшему.


Но все это - графика, озвучка, еще скажите - управление... Это шелуха. Сор. А если смахнуть эти штампы, останется запутаннейшая история - одна из самых сложных, виденных мной в играх вообще. Если тут есть те, кто играл в KID-серию - Ever17, Remember11, Never7 - они оценят. И еще оценят это совершенно особенное чувство, когда твоя невольная тюрьма (не важно, что это - наполовину затопленный парк развлечений, где кончается кислород, маленькая больница, затерянная в снежном буране, или же огромный бункер, приспособленный Зеро для своей загадочной игры) становится знакомой, как квартира, в которой жил с детских лет; ты уже легко в ней ориентируешься и понимаешь, что в этом "мире-внутри-мира" скрыто нечто особенное.

Запутанная история, загадки, детективные варианты "кто убийца", осторожное доверие, готовность пойти на любые жертвы ради цели, желание выйти на свободу и одновременно боязнь этой свободы (что откроется нам - там, за дверью номер девять?). Множество концовок. Разветвленнейший сюжет: каждый ваш выбор влияет на финал, двух одинаковых исходов нет. И, как водится, только после прохождения всех прочих финалов вам откроется истинный. И - хинт номер два! - если вы решите все головоломки во всех комнатах на сложности Hard, получите бонусный эпилог.

Рассказ с десятками вариаций, рассказ про многое, чего вы не знали - или знали, или помнили мельком. Кот Шредингера, три закона роботехники, "китайская комната", тест Тьюринга, четырехмерное пространство, случайность, определяющая будущее... Прекрасный квест, прекрасная визуальная новелла и - в сумме - прекрасная игра. Вот что такое Zero Escape: Virtue's Last Reward.

А кому стоит доверять в этой игре, кому нет... вы узнаете сами.



...в зеркале глаза – разные.
Позже ли сказать?
Сразу ли?!
Словом или фразою,
Мелом или краскою?
Сострадаю?!
Нет! –
праздную...
Tags: .платформа: ds\3ds, .платформа: ps vita, .содержание: видео, .содержание: картинки, .форма: обзор, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments